Спецназ и милиция заслужили премии и выговоры

31 снежня 2010 15:51  |  Палітыка

Не говорить о Площади сейчас, похоже, невозможно, несмотря на стремительно приближающийся Новый год. Кто организовывал беспорядки? Зачем били в основной своей массе мирно настроенных граждан? Провокация? Приказ?.. Версий много. И у каждого, кто в тот вечер оказался по одну либо по другую сторону (или же просто следил за событиями у компьютера), — своя. 

Широко обсуждается и причастность к разгону акции некой третьей стороны, заинтересованной в непризнании выборов Беларуси в Европе и поэтому сделавшей всё, чтобы выставить Александра Лукашенко перед Западом в крайне негативном свете. Сам Лукашенко заявил, что за спинами боевиков, громивших Дом правительства, «стояли люди не из нашего государства».

 

Спецназ и милиция заслужили премии и выговоры

Naviny.by разыскали некоторых людей «из нашего государства», кто, тоже можно сказать, стоял за спинами — в черной униформе, со щитами и в касках, ожидая приказа и наблюдая, как те самые «боевики» бьют стекла и ломают двери.

 

За фотографии «Вконтакте» бойцы понесут наказание

В эти дни в блогах, на форумах и в социальных сетях ведется активная работа по розыску и идентификации «людей в черном» — тех, кто, собственно, разгонял и задерживал участников акции на площади Независимости. Непростой труд «энтузиастов правды» люди в погонах во многом облегчили сами, выложив на свои страницы, например, «Вконтакте», фотографии с акции. Спалились, как говорится в таких случаях, в основном, курсанты Академии МВД — молодые и с виду вполне обычные парни. Хотя отдельным личностям и без доктора можно ставить диагноз…

Как стало известно Naviny.by, 27 декабря в общежитии Академии МВД прошло собрание курсантов, на котором, по информации присутствовавших, начальство ругало их за такую оплошность. Многим даже грозит строгий выговор.

Как рассказал один из курсантов, начальники говорили примерно следующее: «На сайте вас включили в список фашистов, его тиражируют разные оппозиционные издания и всякие форумы. А вам ведь еще внедряться!».

Как сообщил Naviny.by другой источник из Академии МВД, «участвовать в Площади гнали всех. Нам к экзамену готовиться надо — всё равно надевай форму и иди. Выбора не было, туда шли даже следователи, опера и обычные участковые. Они работали в милицейской форме и наблюдали со стороны, иногда помогали бойцам задерживать, но активного участия не принимали. Еще тысяч пять ментов было в штатском в толпе».

«Я лично, да и мои товарищи, знали, куда мы отправимся. Знали, что будет неорганизованная толпа, поэтому готовы были ко всему, — говорит он. — Но шли туда не народ бить, а наблюдать со стороны, сидя в автобусах. Я не первый раз выезжаю на такого рода мероприятия, но ни разу не ударил человека».

Кто на Площади ломал людям ноги и судьбы?

«В черном работали не только ребята нашей академии, — рассказывает курсант, — но и другие участники: бойцы подразделения спецназа и солдаты-срочники (спецназ в/ч 3214 и в/ч 5448). У них на щитах надпись «милиция» сверху, посередине беркут, надпись «спецназ» внизу. Они входят в оперативный резерв министра. Это в основном те, кто не поступил в вузы и пошел в армию. Парням по лет 18-19. Получается, внуки били своих бабушек и дедушек, — страшно представить. Но их только пусти палкой помахать, политика тут ни при чем».

 

Возможно, это именно они не так давно шумно обмывали «премию за 19-е» в кафе «Эль Помидоро» — эта история также широко разошлась по блогам

Наш собеседник подчеркивает: «бойцы» спецназа, солдатики — это люди, только что пришедшие из народа. Они еще год назад не знали, что такое форма, и были такими же, как те, что вышли на Площадь.

«Скоро они вновь станут простыми смертными, никому уже будут не нужны, и пойдут себе опять в жизнь, только с отбитой головой. Их состав меняется каждые год-полтора! Постоянно приходят новые, а некоторых из тех, кто уже свое отработал, нам придется потом ловить за совершенные преступления и, скорее всего, сажать. Вот и получается: сначала мы вместе с ними работаем, а потом их же сажаем. Девочке, видео с которой было распространено в интернете, сломал ногу кто-то из них, и выяснить сейчас, кто это — нереально, да никто и не будет считаться с единичными случаями. Я бы лично, зная, кто это сделал, избил бы до смерти того человека! Надо же смотреть, кто перед тобой, и думать, что делаешь!» — говорит он.

Другого мнения придерживаются студенты Военной академии: бойца, сломавшего ногу девочке, при желании найти нетрудно. Более того — за сломанную ногу он ответит «по всей строгости».

«Этот поступок все у нас обсуждают. Но ведь надо говорить и о том, что каждый день ребята спецназа предотвращают не одно преступление? — считает учащийся Военной академии. — Просто хорошее никто не видит, как будто так и должно быть. Когда в Минске в 2006 году шумела история о том, что пропала маленькая девочка, которой дядя дал конфетку и увёл в неизвестном направлении, то ее поисками как раз больше всего занималась та самая часть 3214, которая, как вы говорите, молотила дубинками на Площади по невинным людям. А спустя несколько дней педофила поймал старшина милиции, служивший несколькими годами ранее в части 3214!»

Бойцы чувствовали безнаказанность?

По мнению другого курсанта Академии МВД, именно предчувствие безнаказанности дала возможность распускать руки спецназу, ведь «кто узнает, что ты там на Площади делал, если на тебе каска, черная форма и лица не видно? Делай, что хочешь, и ничего тебе за это не будет».

Согласившийся на беседу с Naviny.by курсант склонен вину в произошедшем возлагать на тех, кто отдавал приказы: «На докладе у министра потом командиры, конечно, защищали своих подчиненных, мол, налицо провокация со стороны оппозиции, они первые начали, главное — что мы остановили массовые беспорядки. Хорошо, что не было команды, как в Киргизии, — «стрелять на поражение». Хотя, думаю, могло быть и такое. И кто бы возразил? Приказ обсуждению не подлежит. Так у всех военных, не только Беларуси. Я бы не стрелял, если бы мне приказали, но за других решать не могу».

 

Учащиеся же Военной академии уверены, что в тот вечер никто бы по участникам акции стрелять не стал, даже если бы отдали такой приказ.

«Никто бы этого не стал делать, — с уверенностью говорит наш собеседник из Военной академии, не раз выезжавший на акции. — Если мы не на войне, то открытие огня по людям — преступление. За исполнение заведомо преступного приказа ответственность в полном объеме несет исполнитель. Нам об этом твердят постоянно. Это прописано в законе о внутренних войсках, о милиции, в Уголовном кодексе РБ, и нам все время проводят инструктажи. Раз в неделю доводят всем статьи УК РБ, а после прослушивания мы расписываемся о том, что информацию усвоили».

«Массовые беспорядки» начались после того, как стекла были уже разбиты

Как рассказали некоторые из участвовавших в разгоне акции курсантов, приказ министра был таким: «Ни в коем случае не применять физическую силу и спецсредства против простых граждан. Главное — не допустить массовых беспорядков. Это ведь мирная акция, а многие просто пришли «поглазеть».
Но тогда возникает вопрос, почему этот приказ не был выполнен. Стоит посмотреть несколько видео о «погроме», и в задачу просто остановить массовые беспорядки уже верится с трудом.

 

Например, на этом видео почти десять (!) минут неизвестные бьют стекла в окнах и дверях Дома правительства. И за это время ни милиция, ни спецназ и дубинкой не пошевелили, чтобы исполнить приказ — «остановить массовые беспорядки». Поразительное терпение! Или «люди в черном» ждали какого-то другого приказа? Без ответа остается и, казалось бы, элементарный вопрос — есть ли среди тех 27 человек, кто задержан (а большинство уже и обвинены) по подозрению в организации массовых беспорядков, хоть один из «боевиков», бивших стекла? Ведь их лица хорошо видны на многочисленных фото и видео, в том числе и на тех, которыми располагают сами силы правопорядка.

 

«Сейчас в интернете полно информации о неком «провокаторе в наушнике». Якобы он из спецслужб, следовательно, провокации организовывали сами спецслужбы, — говорит один из курсантов Военной академии. — Если бы провокаторы были нашими, то их бы не набирали из зеков или алкашей, а наши отработали бы так, что никто бы их не распознал. И, конечно, никто не светился бы у камер. Такую глупую подставу могут только оппозиционеры кинуть, абсолютно не разбирающиеся в такой работе».

«В толпе отморозков хватало и со стороны мирных граждан. Вне зависимости от возраста. Им заплатили 10-20 долларов, чтоб они там покричали, а они и рады. И не боятся потом получить срок», — убежден наш собеседник.

От «дубинок» никуда не деться

Как бы там ни было, считают курсанты обеих академий, «думать, что система поменяется с приходом нового президента, что спецназ, ОМОН пропадут — ошибка. Как было, так и останется, окажись у власти любой из кандидатов в президенты. Для каждого из нас это — просто работа, только подход к этой работе у всех разный. Вспомните прошлые выборы — мало что поменялось, а тогда жертв было намного больше».

«Можно, конечно, уйти из этой структуры, — говорит курсант Академии МВД. — В таком случае придется платить 30 миллионов за те годы, которые меня тут обучали. Участковый, отказавшись от приказа, потерял бы работу (зарплата 900 тысяч в среднем), а семью кормить надо. Но уйду я — придут другие. Может, потом, когда высокие должности будут занимать другие люди, что-то изменится в нашей деятельности. Но на эту Площадь милиция обязана была идти. Может, они тоже против, может, они тоже считают, что место Беларуси — в Европе. Но надо нести службу».

Получается, экс-кандидат в президенты Виталий Рымашевский, призывая «людей в черном» не бить толпу и скандируя «Мы — один народ!», ошибался?

Болей навін