Зьміцер Дашкевіч. Рецепт от аннексии

07 красавіка 2014 21:15  |  Палітыка

 

Был у меня на днях знакомый один. Истинный, интеллигентный патриот. Всe очень грамотно говорил, мудро.

Рассказывал мне о том, как осторожно нужно выбирать национальных героев, чтобы не отпугнуть воздерживающихся. Вообще, хороший человек. Учитывая тем более то, что работает в госструктуре. В идеологической еe составляющей. Но тем не менее, высказывает очень, для госслужащего, радикальные взгляды и даже по-беларуски. Речь поставлена красиво. Слушал бы и слушал бы эту дивную трель!

Распили чайковского, вышли вместе. До метро минут десять идти. 31-го числа жетонами отовариться смогли не все – и мы стали в очередь. Продолжали делиться мыслями. В этот раз о том, что такое наш народ, который вчера часами стоял за проездными, готовый провести весь день в подземке, лишь бы сэкономить доллара два? А завтра спокойно проглотит, когда ограбят инфляцией на 200 долларов каждого.

Мысли были грустные. Но высказывали мы их интеллигентно и, конечно же, на родной мове – исключительно! Граждане некоторые оглядывались – диковинка это для Беларуси, чтобы в ней кто-то по-беларуски разговаривал. И вот подошли мы к окошечку. Я взял на месяц, за 166 тысяч. Мой товарищ дал какую-то купюру на 2 жетона, но за разговором забыл какую, а потому получив жетоны переспросил: «Я вам десять давал?»

Тут я сделаю отступление. В беларуском языке есть некоторые слова, при использовании которых никто не поймeт, русская это речь или же беларуская. Особенно если заменить оканье на аканье и проглотить концевую гласную. Делается такой манeвр для того, чтобы никто не догадался, что ты разговариваешь на родном, на беларуском. Поэтому правильно произнесeнный вопрос: «Я вам десять давал?» не привлeк ненужного внимания. Но кассирша не ограничилась простой констатацией.

– Конечно, десять! – рявкнула она, замученная долгими очередями и поднаехала: – Проверьте свои деньги! – чем ввела в замешательство моего интеллигентного товарища.

– Извините, пожалуйста! – кивнул он в ответ и схватил жетоны со сдачей.

Мы шли в метро. Я думал о том, что вот в этом «извините, пожалуйста!» – вся трагедия и беларуской интеллигенции, и беларуского народа. Да в принципе, и нет никакого народа. Поэтому стадом можем два часа за жетонами стоять, а потом, получив пять штук (больше в одни руки не дают), стать ещe раз в очередь. Поэтому можем стадом мирно терпеть, когда нас грабят инфляциями. И поэтому можем тем же стадом мирно молчать, когда самозваный президент оглашает, что фальсифицирует голоса – грабит данное нам Господом права выбора.

Но в то же время рьяно будем доказывать, что надо делать, чтобы защитить и отстоять независимость Беларуси в новых геополитических реалиях, когда восточный сосед оккупирует вышедшие из-под воли Кремля земли. А что мы можем сделать с нашим «извините, пожалуйста!», когда остатки империи зла придут защищать своих русскоязычных сограждан?

Нет, друзья мои, с «извините, пожалуйста!» мы никогда не защитимся. С «извините пожалуйста!» мы никогда не станем народом.

Поэтому я призываю всех, всех патриотов и сторонников независимости Беларуси – и тех беларускоязычных, которым стыдно говорить на беларуском, и русскоязычных, которые по каким-то причинам не могут говорить по-беларуски, – давайте начнeм хотя бы с нескольких слов! Давайте вместо «спасибо» скажем в магазине «дзякуй»! Давайте вместо «доброе утро» скажем на офисе «добрай раніцы»! Давайте вместо «извините, пожалуйста» скажем «прабачце, калі ласка»!

Клянусь вам, вас не проглотят! Да, может быть первый раз вы покраснеете. Я и сам краснел. Но во второй вам будет проще.

Прошу вас, давайте начнeм с этих трeх простых выражений! Давайте защитим свою независимость. Давайте, в конце концов, отстоим право «ня быць скотам», а быть народом!

И когда в Минск приедут русские танки, чтобы защищать своих русскоязычных соотечественников, мы им скажем: «Прабачце, калі ласка, але мы самі». И они, поняв, что мы народ, поедут домой.

Это так просто: «Дзякуй!», «Добрай раніцы!», «Прабачце, калі ласка!» И это единственный рецепт от аннексии!

Болей навін