БХД: рекорд нерегистрации – шестой отказ
Почему власти упорно не хотят регистрировать христианско-демократическое движение? Какие истинные причины нерегистрации? При каких условиях Белорусская христианская демократия все же может быть зарегистрирована?
Карбалевич: В понедельник 14 марта Верховный суд не удовлетворил жалобу оргкомитета БХД на Министерство юстиции, которое в шестой раз отказало в регистрации этой организации. Кстати, последняя политическая партия в Беларуси была зарегистрирована 16 лет назад – 28 февраля 2000 года. Это была КХП-БНФ под руководством Зенона Позняка. В марте 2011 года в интервью The Washington Post Александр Лукашенко заявил, что БХД, «вероятно, никогда не будет зарегистрирована». «Они участвовали в беспорядках. Они не христианские демократы, они бандиты», – сказал он. БХД не одиноки в своем горе. Не имеет регистрации и кампания «Говори правду».
И тут интересный курьез. Во время прошлых президентских выборов официальные лица, государственные медиа активно пиарили кандидата в президенты от незарегистрированной организации Татьяну Короткевич. Хотя, согласно белорусскому законодательству деятельность от имени незарегистрированной организации является уголовным преступлением. И, кстати, ряд людей сидели за решеткой по настоящей статье Уголовного кодекса. Очевидно, власти не хотят легализовать оппозицию. Не преследуют за деятельность от имени незарегистрированной организации. но и не регистрируют. То есть, держат на крючке, под дамокловым мечом. Это чисто белорусская ситуация. Создают юридические условия, согласно которым виновато много людей. Но репрессируют не всех, а только выборочно. И то, якобы потепление политического климата, которое происходит в последние месяцы, не повлияло на ситуацию с БХД.
Дракохруст: Тут можно вспомнить формулу Скорины: «Новины не вводить, старины не рушить». Власти ней и руководствуются в этом вопросе. Действительно, регистрация новых общественно-политических организаций происходит очень редко. Последней зарегистрированной общественно-политической организацией был «Движение за свободу» во главе с Александром Милинкевичем. Это произошло в 2008 году, в разгар предыдущей либерализации. Возможно, сейчас белорусские власти посчитали, что они и так сделали много для потепления отношений с Западом, чтобы еще кого регистрировать.
Но на мой взгляд регистрация партий и движений для властей – это не последний окоп, который они сдадут за 5 минут до конца, в отличие, скажем, от свободных выборов. Нет, за то, что очень пригодится, могут и зарегистрировать. Скорее всего, в начале зарегистрируют «Говори правду», потом, возможно, и БХД.
С другой стороны, следует напомнить, что когда в 2010 году, скажем, ОГП активно участвовала в протестах, ее лидер Анатолий Лебедько попал тогда за решетку, то из уст чиновников звучали угрозы ликвидировать эту партию. Но угроза не была исполнена – «старины не рушить».
А остальное – пусть и будет на крючке. Статья о деятельности от имени незарегистрированных организаций не применяют, но и не регистрируют.
Если что-то заплатят, могут и зарегистрировать. Думаю, что эта тема фигурирует в переговорах западных дипломатов с белорусскими.
Я бы не удивился бы, если в седьмой раз эта регистрация все же состоялась бы, как это было с «Движением за свободу». И небо на землю от того не рухнуло.
Цыганков: «Движение за свободу» было зарегистрировано в свое время прежде всего из-за того, что Запад выделил это как условие улучшения отношений во время оттепели 2008-2010 годов. Его руководитель Александр Милинкевич, кандидат на президентских выборах 2006 года, на тот момент был самым известным белорусским политиком. Так что если регистрация БХД и может произойти, то скорее всего в результате внешнего давления.
Нерегистрация БХД показывает, что система всегда найдет возможность не соблюдать собственные законы и положения .. Если последить за придирками, выдвигаемыми против регистрации, то они не выдерживают никакой критики. Если верховная политическая власть этого хочет, то никакое точное и тщательное выполнение всех правил не помогает. Никакие обращения и апелляции во все возможные структуры (а БХД неоднократно прошла весь этот путь) ничего не дают. Власти не регистрируют партии, потому что им, действительно, так проще.
Регистрация дает политически активным гражданам определенные права, с которыми нужно считаться. Проще оставить политических активистов в подвешенном состоянии, когда над ними остается угроза известной криминальной статьи – деятельности «от имени незарегистрированной организации». История с БХД показывает, что «либерализация», о которой много говорят, пока очень относительная.
Карбалевич: Мне кажется, что личность Павла Северинца – реального лидера БХД – вызывает раздражение у руководства страны и это одна из причин, по которым партию не регистрируют.
Дракохруст: Я бы ни исключал еще один момент. Нам нынешние шаги в направлении либерализации кажутся слишком мелкими и непоследовательными, что либерализация недалеко идет. Но вполне возможно, что в президентской команде опасаются, не слишком ли далеко она зашла. Все же там помнят опыт Горбачева и мало кто там хочет его повторения.