Денис Садовский: Все факты нарушений мы хотим довести до суда — и белорусского, и международного
Одновременно со сбором подписей за кандидатов в депутаты в Беларуси началась и кампания наблюдения за выборами. Чтобы рассказать, чем она будет отличаться от кампании наблюдения на предыдущих парламентских выборах, что это за процесс “тотального наблюдения”, которым уже пугают Центризбирком, почему уже сейчас прогнозируют непрозрачность и недемократичность нынешних выборов, в студию Еврорадио заглянул координатор кампании наблюдения “Право выбора”, ответственный секретарь БХД Денис Садовский.
Восемь самых ярких цитат из разговора:
Мы выбрали 11 избирательных округов, на которых будем организовывать наблюдение тотальное — во всех областных городах, Минске и плюс — Минский район. Это значит, что 100% избирательных участков на этих округах будут закрываться наблюдателями на время досрочного голосования и день выборов: по 2 человека на участке.
Хотим довести, в случае нарушений, дело до суда: и к белорусскому, и до международного.
Самые сложные для организации наблюдения — “деревенские округа”. Там мало активистов, туда не доезжают журналисты, и поэтому преимущественно наблюдение идет в городах.
Чтобы выборы состоялись, необходимо чтобы проголосовать пришло свыше 50% избирателей. Мы прогнозируем, что в Минске и областных городах явки не будет. По опыту предыдущих выборов, явка в Минске составляет около 35%, и никаких вещей, которые могли бы повлиять на увеличение явки, мы не замечаем.
Мы можем отследить три вещи: допуск либо не допуск представителей оппозиции в участковые комиссии, и мы планируем около 500 членов выдвинуть в эти комиссии от кампании наблюдения “Право выбора”. Второе — явка. Если наши наблюдатели явку не насчитают, то мы будем подавать это в суд — выборы в этом округе не состоялись. И третья — допуск либо не допуск к подсчету голосов.
Наблюдателю должен быть показан каждый бюллетень во время подсчета голосов. Если наш наблюдатель не видит, не фиксирует — мы считаем, что на этом участке прозрачного и честного подсчета голосов не было.
У нас нет иллюзий насчет белорусских судов. Но это будет демонстрацией всех фактов, которые мы сможем собрать относительно того, как в Беларуси фальсифицируются выборы.
“Белая Русь” представила список из 120 своих членов в состав избирательных комиссий и 119 были в комиссии включены. БСДПГ подавали около 30 человек, а в комиссии включили 5. И если сейчас в участковых комиссиях, как и во время президентских выборов, только 0,05% будут составлять представители оппозиции, то о каких демократических выборах можно говорить?