Андрей Цикото: священник, который ломал стереотипы
Архимандрит Андрей Цикото – тот человек, о котором, как и о Христе, можно сказать “страдавший и погребенный”. За свою миссионерскую, возрожденческого и общественную деятельность он провел свои последние годы в одном из лагерей Сибири. Андрей Цикото был одним из тех людей, которым Бог поручил важное задание на земле: ломать стереотипы, которые утверждали, что “если православный, то ты – русский, а если католик – поляк”. Отцу Андрею через всю жизнь пришлось противостоять идеологически двум сторонам – обрусителям и полонизаторам белорусов.
Андрей Цикото родился 5 декабря 1891 году на хуторе Плавушка неподалеку от фольварка Тупальщина Дубровской волости Свенцянского уезда Виленской губернии в крестьянской семье Феликса и Розалии Цикото. 15 декабря 1890 года он был крещен в римо-католическом храме городка Жодишки. В школе Андрей Цикото учился в Ошмянах.
13 июня 1913 года Андрей Цикото был рукоположен, но в то же время продолжал учебу. Пастырскую деятельность Андрей Цикото начал в Молодечно (1917-1918), затем служил в Минске. Он окончил духовную академию уже в Петрограде в 1917 году. В этом же году он возвращается в Беларусь, служить в Молодечно, Вилейке, Будславе. Он активно присоединяется к общественной жизни, в 1917 году участвует в I-м съезде белорусских католических священников в Минске, является членом Союза ксендзов-белорусов. В 1918 году о.Андрей Цикото работает профессором в Минской духовной семинарии. В 1918 году его избрали в состав Рады Белорусской Народной Республики, в сентябре 1919 года – Временного Белорусского национального комитета в Минске.
1 сентября 1920 года Андрей Цикото вступает в Орден отцов мариан. 7 мая 1924 года учредил монастырь мариан в Друе при финансовой помощи Магдалены Радзивилл. За годы пребывания в Друе Цикото основал несколько начальных школ, а затем и гимназию имени Стефана Батория, а также женскую профессиональное училище кройки и шитья. Многонациональный и многоконфессиональной характер учебных заведений (в которые принимали не только христиан, но и евреев) вызвал сильное раздражение антисемитов. При монастыре был открыт городской театр, издавалась религиозная межконфессиональная газета. Деятельность отца Андрея способствовала и хозяйственному развитию Друе – город был электрифицирован и в нем была открыта касса взаимопомощи.
В 1933 году о.Андрей Цикото был избран генеральным супериором Ордена отцов мариан и жил во время выполнения обязанностей генерала закона в Риме. Он становится религиозным деятелем международного масштаба. Но это не спасло мужской монастырь мариан в Друе от репрессий со стороны польских властей. В 1938 году белорусские монахи были выселены из Друи. Друя была пограничным городком, а их сочли неблагонадежными.
Белорусские ксендзы преследовались польскими властями, ведь тогда шла политика полонизации. Поэтому не удивительно, что отцы-мариане оказались на миссионерской работе аж в Маньчжурии, где они должны были работать в миссии для католиков восточного обряда (униатов). В 1939 году о.Андрей Цикото был назначен Апостольским администратором для униатов Маньчжурии и выехал на миссию.
Миссионерская деятельность Андрея Цикото закончилась трагически. В 1948 году его вместе с другими тремя отцами-марианами арестовала китайская коммунистическая милиция и передала советским властям. Пять месяцев отца Андрея держали в Читинской тюрьме. Его пытали, пытались склонить к сотрудничеству. Отцу Андрею предложили возглавить независимую от Ватикана Католическую Церковь Беларуси. Нечто подобное сделали коммунистические власти в Китае, заставляя некоторых католических священников порвать духовные и административные связи с Ватиканом и объявить независимую Католическую Церковь в Китае.
Отец Андрей Цикото не согласился с таким предложением. За это он был жестоко наказан. Через пять месяцев заключения отдельная комиссия министерства государственной безопасности в Москве заочно осуждает его за антисоветскую агитацию, организацию террористической группировки и шпионаж в пользу Ватикана и Японии к 25-и годам заключения в лагере. Андрей Цикото терпеливо, без жалоб на судьбу, мужественно продолжал высоко нести свой мученический крест – и отбывал заключение в лагерях Иркутской области.
Из писем отца можно узнать о тяжелом состоянии его здоровья. Несмотря на свое бедственное положение, он заботится о том, что сестры сами могут терпеть нужду: “Еще раз хочу подчеркнуть – слишком себя не обременяйтк и присылайте что-либо только, если будет возможность”.
О чем не забывает просить о.Андрей Цикото в письмах, так это про белые сухари и изюм. Первые ему были нужны для приготовления облаток, а вторые – для изготовления вина. В лагере он служил мессу: “Если у вас будет возможность, пришлите, пожалуйста, хоть 300 или 400 граммов изюма и сухарей из настоящей пшеничной муки. Это нужно для моего здоровья”. В другом письме он пишет: «Особенно я вам благодарен за ягоды, которые мне очень помогают. Я пользуюсь ими почти ежедневно, но очень бережно».
Отец Андрей Цикото реально оценивает свои шансы на жизнь. Сообщая о возможном исходе из жизни, он сообщает: “Я думаю о нем не только спокойно, но даже с радостью, и только прошу Всемогущего, чтобы исход был согласен с Его волей».
В 1952 году 11 февраля отец Андрей Цикото умирает в лагерной больничке №2 “Озерстроя”. Похоронен архимандрит на лагерном кладбище возле поселка Ново-Чунка Шиткинского района Иркутской области. Где теперь его могила – неизвестно.
По инициативе Католической Церкви в России 31 мая 2003 года в Риме официально был начат процесс беатификации Слуги Божьего архимандрита Андрея Цикото.
На родине священника на кладбище в Жодишках, рядом с могилой старшего брата Феликса Цикото – деятеля белорусского движения, на Дзяды 2003 года гродненскими греко-католиками был установлен символический памятный крест архимандриту Андрею Цикото.
Виктория Чаплева