Начало Белорусской христианской демократии

26 красавіка 2017 12:54  |  Новости БХД

Начало Белорусской христианской демократии

 

К началу революционных событий 1917 года и в бывшей столице
ВКЛ, занятом немцами Вильно, и в древнем Гродно, и в Белостоке, и в губернском
прифронтовом Минске, и в Могилеве, где находилась Ставка Николая II, тлели
очаги белорусского христианского движения – прежде всего около костелов и в
среде сознательной интеллигенции.

“Белорусское национальное католическое движение
началось в двух училищах: в Виленской католической духовной академии в
Петербурге, где училась и белорусская молодежь (чаще всего крестьянского
происхождения). В этих училищах образовались белорусские кружки. В 1911 г.
ректор Виленской семинарии официально признал существование белорусского кружка
и позволил ему иметь белорусскую библиотечку. В Католической духовной академии
в Петербурге белорусский кружок образовался в 1912 г., а в 1914 г. уже
насчитывал 70 членов и имел большую библиотеку, в том числе католические книги
и журналы. Деятельность кружка была активной благодаря поддержке профессора Бронислава
Эпимаха-Шипило”, – пишет профессор Анатолий Грицкевич в работе «Начала
Белорусского Христианской Демократии».

Ядро массовой национальной христианско-демократической
партии на момент исторических смещений сложилось все-таки не на рассеченной
фронтом, разоренной и окровавленной белорусской земле, а в столице империи и
колыбели революции – Санкт-Петербурге, который в 1914м был переименован в
Петроград.

Причин было несколько. Прежде всего, любая общественная (а
тем более белорусская) деятельность по обе стороны от линии фронта
воспринималась и российскими, и немецкими военными и тыловыми структурами с
подозрением – и чаще всего жестко подавлялось. Во-вторых, именно Петроград был
сердцем огромной государственной машины и перевалочной базой войны: огромные массы
солдат и офицеров, инженеров, рабочих, торговцев, чиновников, а также беженцев
ежедневно бурлили на его вокзалах, улицах и учреждениях. В-третьих, поскольку
столица империи уже 200 лет высасывала интеллектуальные, творческие, научные
силы с окраин – именно там собирались самые способные, амбициозные, активные
личности. И наконец – без царя, занятого в Ставке, как раз Петроград с 1915
года превращался в эпицентр оппозиционного, демократического, а затем и
революционного движения.

Из книги “Беларуская
хрысціянская дэмакратыя: 1917 – 2017″

Продолжение следует

Болей навін