Виталий Рымашевский. Не быць скотам!
От кого зависит формат проведения избирательных кампаний в нашей стране?
Во-первых, субъектом, определяющим ход избирательной кампании, является действующая власть. Безусловно, есть еще один субъект, который определяет ход предвыборной кампании. Это иностранные доноры и зарубежные политики. От их заявлений, введения санкций, либо, наоборот, оказания поддержки действующей власти и оппозиции во многом зависят уровень репрессий на демократических кандидатов, возможности для проведения агитации. Итак, два субъекта, безусловно, есть — доноры/зарубежные политики и белорусские власти.
Является ли белорусская оппозиция, белорусские демократические силы третьим субъектом, способным формулировать свою позицию и влиять на избирательные кампании, навязанные властями, — главный вопрос предстоящей электоральной кампании.
Статистика говорит о том, что участие оппозиции в парламентской кампании постоянно помогало А.Лукашенко увеличивать доверие и поддержку со стороны белорусов.
В подтверждение можно привести данные социологического опроса по кампании 2008 года.
Вопрос «Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?»: за А.Лукашенко проголосовали бы в июне 38,9%, в сентябре (месяц парламентских выборов) — 42,5%, а в октябре — 40,6%. На вопрос «Доверяете ли Вы президенту Беларуси?» положительно ответили в июне 47,3%, в сентябре — 51,9%, а в октябре — 50,6%.
Сегодня оппозиционные организации и их лидеры стоят перед выбором: продолжать играть по правилам власти, либо попытаться стать субъектом политической жизни страны, пытаться навязывать свои правила.
От кампании к кампании демократическая оппозиция выдвигает одинаковые тезисы о необходимости работы с «большинством», с теми людьми, которые не определили свое отношение к власти. При этом от кампании к кампании оппозиционные организации теряют лучших своих активистов, разочаровывают даже тех, кто выступает против Лукашенко.
Согласно социологическим опросам, сегодня к оппозиции причисляют себя около 30% граждан нашей страны. Менее половины из них поддерживает существующие демократические движения и партии… Демократическим лидерам, действительно, нужно выйти из «демократического гетто». Но вначале необходимо осознать, что это «гетто» значительно уже упомянутых 30%. Сегодня это «гетто» ограничивается кругом руководства общественных организаций и партий. Их интересы и цели все чаще расходятся с целями рядовых демократических активистов. Возможно ли расширить влияние на часть общества, которая еще не является сторонником перемен, потеряв поддержку даже тех, кто выступает против действующей власти?
Уровень насилия и беззакония, которые творятся властями в отношении простых людей, напрямую зависит от способности общества к сопротивлению, к самозащите.
Площадь 2006 и 2010 годов, молчаливые акции протеста подтверждают то, что у белорусов есть силы для сопротивления и есть потребность в политических организациях, не подконтрольных режиму. Жажда справедливости и свободы, способность белорусов к самопожертвованию — единственное, что может привести к демократическим изменениям в стране, единственная надежда для Беларуси. Все, что могут сделать политические и общественные деятели сегодня — способствовать возрастанию или угасанию этого фактора.
Любая власть держится на лояльности граждан. Не один, даже самый бесчеловечный режим не может обойтись без поддержки граждан, без согласия большинства общества играть по навязанным правилам. До тех пор, пока общество будет принимать эти правила — кто добровольно, кто под принуждением либо из-за собственной трусости — никакие изменения к лучшей жизни не возможны. Кампания бойкота — попытка начать правила менять, менять вместе — простым гражданам страны и оппозиционным организациям. Несмотря на многочисленную критику идеи бойкота, все больше белорусов поддерживают кампанию.
Согласно опросу общественного мнения, проведенном независимыми социологами в июне 2012 г., положительно к бойкоту этих выборов относятся 14,2% граждан Беларуси в возрасте от 18 и старше. По сравнению с мартом 2012 года, количество сторонников бойкота увеличилось практически в полтора раза.
15 лет власти в буквальном смысле загоняют белорусов на выборы. Гражданам нашей страны не просто предлагают проголосовать. Белорусов гонят на досрочное голосование, заманивают на избирательные участки в день «выборов». Используют стратегию «кнута и пряника»: не пойдешь голосовать — будешь иметь проблемы на работе, учебе… Придешь на избирательный участок — получишь свою «чарку, шкварку и веселую музыку». И для оппозиции здесь предлагаются места, точнее, роли в действии под названием «выборы 2012» — зазывалы на народный праздник.
Заслуживают ли люди подобного отношения, или, скорее, это норма в отношении к бесправному скоту?
Не прийти на избирательный участок, отказаться от «голосования» для белорусов не просто вопрос свободного выбора. Отказаться от голосования в современных политических условиях — значит отстоять свое право называться свободным человеком, не быць скотам.