Юрий Климович: наблюдатель на выборах — это свидетель уголовного преступления
Уже на следующей неделе в Беларуси начнётся досрочное голосование на “выборах” в парламент. Региональный координатор по созданию партии Белорусская Христианская Демократия Юрий Климович планирует принять участие в наблюдении. Наш собеседник ранее не работал наблюдателем на “выборах”, но был доверенным лицом кандидата, то есть фактически занимался наблюдением. Поэтому определённый опыт в этой работе у него есть.
«То есть я знаю, что меня ждёт, что я буду делать, и в некотором смысле я даже знаю результаты этой работы. Отличие нынешних “выборов” в том, что сюрпризов никаких не предусматривается, заранее известен итог этих “выборов”, голосования, и всё же одновременно мы заранее знаем, какие будут нарушения, и заранее знаем размер этих нарушений. Потому что разные социологические опросы показывают, какая планируется явка, и заранее озвучена цифра главой ЦИК о том, что в голосовании примут участие более 70% избирателей. А местные власти к этой цифре всегда стремятся добавить ещё пять процентов, чтобы показать, как они хорошо работают. Вот власти и будут выходить на эти 75%. А это значит, что число от фактически пришедших на участки нужно удвоить. Эти технологии в стране отработаны, и они с каждым разом усовершенствуются», – объясняет Юрий Климович.
Нынешнее наблюдение, по его словам, носит в некоторой степени просто технологический характер. Задача наблюдателей – зафиксировать приписки, фальсификацию явки, административный ресурс, и иные нарушения.
«Фактически мы тут выступаем в качестве свидетелей. То есть происходит уголовное преступление, фактически, и мы как свидетели просто констатируем этот факт. Но нужно понимать, что наше свидетельство пока юридической силы иметь не будет, насколько мы понимаем, в нашей стране. Наши подсчёты власти — по барабану. Потому что в комиссии — двенадцать человек, допустим, а вас тут двое наблюдателей, и нам плевать, что вы тут не согласны. И опыт прошлых кампаний показывает, что итоги наблюдения власти игнорировали, абсолютно», – считает координатор по созданию партии.
Он вспоминает случай, который произошёл с ним на “выборах” в местные советы. Тогда Юрий Климович был доверенным лицом одного из кандидатов. «Председатель участковой комиссии спросил на меня: «У тебя какая явка зафиксирована?» Я говорю: «380 человек». А он «А у нас 750, вопросы есть?», тут же протягивает руку и говорит: «До свидания!». Я руку не пожал, говорю, что не о чем с вами разговаривать, и какие вообще могут быть вопросы».
Он считает, что сейчас будет то же самое, только ещё хуже, потому что на выборы придёт ещё меньшее количество человек. Популярность “выборов” у людей сейчас минимальная, ещё таких “выборов” не было, с такой низкой популярностью. «И приписок будет тоже много, соответственно», – добавляет Юрий Климович.
«Мне лично это наблюдение не надо. Но всё же кто-то должен это делать. Потому что объективно кто-то же должен констатировать эти факты нарушений. Даже технологично. Что мне лично даст это наблюдение? Ничего. Вопрос в том, что кому-то нужно сделать эту работу. Мне не нужно идти на участки, чтобы узнать, что “выборы” будут сфальсифицированы. Но этот факт нужно констатировать. Это не какой-то подвиг, просто нужно зафиксировать эти нарушения. Всё», – подчёркивает координатор по созданию партии.
Он говорит, что парламентарии определяют направление развития общества — закон, бюджет. «А наши парламентарии работают так: будет приказ — примут закон, а нет приказа — нет закона. Они, депутаты, перед нами не отчитываются. И это влияет и на экономику, и на динамику развития общества», – уверен собеседник.
В России, когда проходили выборы — и президентские, и в Думу, тысячи граждан, не заангажированные в политику, вошли в участковые комиссии, либо стали наблюдателями. Затем Интернет пестрил сотнями публикаций о массовых фальсификациях. Всё же в Беларуси сейчас иная ситуация — в наблюдатели простые граждане не идут, ни сотнями, ни десятками. Почему? Ведь стать наблюдателем не так сложно.
«В России этих людей не привлекали к ответственности за участие в наблюдении. Они побыли наблюдателями и спокойно дальше живут, работают где работали. А у нас мы знаем последствия. Ещё “выборы” не начнутся, а с работы уволят уже. Поэтому и наблюдатели у нас — или молодые люди, или пенсионеры, а люди среднего возраста, работающие, не могут позволить себе такую роскошь, как общественную активность. Это просто рискованно, потеряешь работу. В России иная политическая система. В России некоторая динамика присутствует», – прокомментировал Юрий Климович.
На итоги “выборов”, и на общественно-политическую ситуацию в стране, которая сложится после “выборов”, он смотрит пессимистично. «Ни на что эти “выборы” не повлияют, этот пресс который руководство страны зажимает, оно ещё сильнее зажмёт. – Но такое давление — не спровоцирует ли взрыв? – Нет, под прессом будет жмых, и никакого взрыва не будет, сок же выпускают, если бы соку не было куда выйти, а так один жмых останется», – прогнозирует собеседник.