Виталий Рымашевский. ПОЛИТИКА. Задержаний участников «Чернобыльского Шляха-2013» не было
То, что происходило в отношении многих организаторов Шляха не было задержанием. Это был захват и насильственное похищение людей в центре города. Верзилы в штатском безо всяких видимых причин набрасывались на людей и затем вывозили их в неизвестном направлении.
То, что происходило позднее в здании суда так же судом назвать невозможно. Наглое лжесвидетельство тихарей, нарушение всех возможных процессуальных норм ( «судья» Оксана Релява вообще отказалась заслушивать свидетелей со стороны защиты). Итог судилища – до 10 суток ареста участникам акции и по 3 суток – журналистам. Все обвинения были практически идентичными. Журналистам дали меньше только потому, что режим боится журналистов больше, чем простых активистов.
В последние месяцы так много звучало голосов о новой волне политической либерализации в стране. Даже когда Лукашенко недвусмысленно заявил о том, что никакого освобождения политзаключенных не будет (http://www.charter97.org/ru/news/2013/4/26/68496/), некоторые независимые аналитики поспешили заявить о том, что его не так поняли http://naviny.by/rubrics/politic/2013/04/29/ic_articles_112_181628/. В последнее время вообще стало модным трактовать высказывания либо недомолвки высших чиновников и на этом основании называть очередную дату предполагаемого освобождения политзаключенных, утверждать о «прогрессе и потеплении». Но это все слова. И как бы не трактовать заявления представителей режима, действия силовиков в отношении участников “Чернобыльского Шляха” — самая яркая иллюстрация политической либерализации в стране, которая не требует дополнительных комментариев.
Факты «Чернобыльского Шляха – 2013»:
Накануне проведения демонстрации многие активисты, сообщили о том, что они получили повестки в суд или в милицию, с ними проводились беседы с целью убедить их не выходить из дому 26 апреля.
Председатель Совета общественного объединения «Экодом» Ирина Сухий, отвечавшая за доставку агитационных материалов к месту проведения Чернобыльского шляха, была задержана вместе с волонтерами экологического движения Ольгой Коноваловой (Каскевич), Василием Синюхиным, Константином Кириленко за 20 минут до начала Чернобыльского шляха людьми в штатском якобы для установления личности и была доставлена в РОВД Первомайского района. Несмотря на наличие документов, подтверждающих личность, экологов удерживали в РОВД до завершения акции.
Одна из официальных организаторов акции Татьяна Новикова была блокирована сотрудниками милиции в форме и в штатском в квартире за 20 минут до начала акции. Квартира была оцеплена на протяжении всего времени проведения демонстрации и митинга.
Сотрудники правоохранительных органов без объяснения причин в течении часа отказывались пропускать звукоусиливающую аппаратуру к месту проведения митинга, пытаясь сорвать проведение митинга. После завершения митинга, неизвестными людьми были схвачены и вывезены в неизвестном направлении двое организаторов “Чернобыльского Шляха”, ответственные за звукоусиливающую аппаратуру Дмитрий Черняк и Александр Тарнагутский. В последствии, этим люди были осуждены на 10 суток административного ареста.
По пути из Островецкого района на Чернобыльский шлях сотрудниками ГАИ был задержан координатор общественной кампании «Островецкая атомная – это преступление!» Николай Уласевич, который должен был выступать на митинге. Его также принудительно удерживали в отделении милиции до окончания акции.
В день акции по дороге в Островец был дважды задержан лидер ОГП Анатолий Лебедько, а так же журналисты Анастасия Евмен и Александр Борозенко.
Во время демонстрации сотрудниками в штатском был избит и схвачен участник Чернобыльского шляха Игорь Труханович, арестованный позднее на 5 суток. Такая же мера была применена и к другому участнику акции Вячеславу Дашкевичу.
Незаконно были задержаны и присуждены к 3 суткам ареста корреспонденты «Радыё Рацыя» Геннадий Барбарич и Александр Ярошевич. Подверглись безосновательным задержаниям другие участники акции и журналисты, которые были отпущены на свободу только после изъятия отснятых материалов.
Сотрудники силовых структур в штатском препятствовали наблюдателям из правозащитных организаций осуществлять мониторинг акции, не допускали на акцию агитационную продукцию и мегафоны.
29 апреля Олег Аксенов, один из организаторов памятных мероприятий, прошедших 26 апреля в Могилеве, был вызван в КГБ и получил предупреждение за деятельность от имени незарегистрированной организации. В КГБ ему угрожали возможным возбуждением уголовного дела.
Витебского активиста Яна Державцева вызвали 30 апреля на допрос в РОВД, чтобы взять объяснения по поводу пикета, который якобы проводился в Витебске в годовщину чернобыльской трагедии…
После “Чернобыльского Шляха” всем тем, кто кричал о либерализации, придется либо признать, что никакого смягчения репрессий нет, что режим продолжает целенаправленно уничтожать независимые политические партии, организации гражданского общества и независимых СМИ, либо признать показания омоновцев в «судах» достоверными. и продолжать гадать об очередной дате освобождения политзаключенных.