Санкции от Бога?
Автором первых в истории, известных мне, геополитических санкций являлся сам Бог. Под санкции попал Древний Египет, а точнее властитель, или Император того времени – фараон. Вероятнее всего его имя было Аменхотеп Второй. История говорит, что Аменхотеп отличался своей личной жесткостью к своим политическим оппонентам. Большей частью его военные походы носили захватнический и карательный смысл. Известно, что он собственноручно умертвил семь князей из порабощенной страны Тикси и повесил их трупы на корме царского корабля с целью запугивания врагов и демонстрации собственной политической решительности.
Короче, полноценный диктатор.
В подчинении у фараона были огромные территории и сотни миллионов граждан и рабов. А теперь представьте себе ситуацию, когда к жесточайшему диктатору и полновластному хозяину гигантской империи приходит некий пророк Моисей и, от имени порабощенного народа, настаивает предоставить свободу трем миллионам рабов. Чтобы глубже понять всю драматичность ситуации нужно добавить, что Моисей и Аменхотеп были лично знакомы. Более того, сводная сестра Моисея, дочь великой царицы Хатшепсут, некогда удочерившей Моисея, была нынешней женой фараона. Вот такая драма!
Отпустить на свободу 3 миллиона рабов? Целый народ? Нереальная просьба. Фараон говорит: «Нет!»
Но у Бога были другие планы. Необходимо было смирить гордое и жестокое сердце диктатора. Цель, конечно же, очень сложная. Тут и понадобились санкции, как инструмент влияния на гордое сердце жестокого диктатора.
Теперь о самих санкциях – так называемых «казнях». Первые четыре казни наносили большой моральный удар по населению Империи и по двору гордого диктатора. Испорченная вода в реке Нил, нашествие жаб, комаров и мух, безусловно, ввело в панику и народ, и власть. Нарушилась привычная жизнь миллионов граждан. Качество жизни сильно ухудшилось. Количество граждан недовольных жизнью резко выросло. Думаю, что и количество недовольных действующей властью значительно выросло. Но для гордого диктатора этого было мало.
Далее Бог ввел уже экономические санкции. Массовый падеж скота, массовые болезни людей и животных, небывалый град, нашествие саранчи – все это обрушило сельское хозяйство и всю экономику страны. Удар был серьезный. Урожай льна, ячменя, пшеницы, посевы, сады, зелень – все погибло! Народ Египта был в ужасе. Это был настоящий экономический кризис! Удивительно, но все эти катаклизмы не успокоили диктаторских амбиций фараона.
Далее было трехдневное затмение солнца. Тьма и страх напали на народ Египта! Фараон был в ярости! Он пообещал убить Моисея.
Десятая санкция коснулась лично семьи фараона. Его сын умер. Умер тот, кого жестокий диктатор любил больше всего. А вместе с наследным принцем умерли тысячи молодых мужчин. Траур пришел в каждый дом. Весь Египет был в слезах. Общественное мнение граждан Египта окончательно требовало свободы для Божьего народа.
Гордое сердце фараона было сломлено. Его воля подчинилась воле Всемогущего. Для трехмиллионного народа на горизонте жизни зажглась звезда по имени Свобода!
Какие выводы мы можем сделать через 3000 лет после развязки драмы Моисей – Аменхотеп?
1. Гордое, своевольное сердце правителя является мишенью для многих несчастий в судьбах целых народов.
2. Реакцией гордых правителей на суды Божьи может быть «закручивание гаек», или усиление диктаторского давления, как в истории с Моисеем. Диктаторы не могут «воевать» с самим Богом; они в ответ часто проявляют особую жестокость к собственным гражданам.
3. У любого, даже у самого гордого и жестокого правителя, всегда есть шанс остановиться, не дожидаясь очередной санкции. Библейскому фараону хватило 10 санкций. Уверен, были в истории диктаторы и «посерьезнее». Для таковых и сценарий «посерьезнее».
4. Гордые правители не способны в меру собственного патологического жестокосердия выполнять свои благие обещания. Покориться воле Божьей для них – это проявление политической слабости.
5.Бог всегда достигает своей цели: смирить гордое и надменное сердце. «Гордым (высокомерным, заносчивым, надменным), Бог противится (противостоит, вступает в борьбу), а смиренным (униженным) дает благодать (благосклонность, любезность, благожелательность)». Послание от Иакова 4:6