Виталий Рымашевский: Кто боится белорусского правительства в изгнании
Бурные обсуждения на тему, нужно ли нам правительство в изгнании, методично возникают на станицах независимой прессы с марта 2012 года.
Впервые я услышал об «опасности нового правительства в изгнании» на международной конференции в марте от двух небезызвестных в последнее время независимых экспертов. Говорили они об этом открыто, в присутствии многих участников.
Как ни странно, связано это было не с чем иным, как с информацией о готовящемся скором выходе из тюрьмы Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко.
«Как, вы еще не знаете? Готовится выезд из страны Санникова! Есть проект «Президент в изгнании!» Создается альтернативное правительство, все оппозиционные лидеры в Беларуси объявляются подконтрольными КГБ! Все финансовые ресурсы перетянут на себя!»/
Не буду судить о том, насколько подобные сплетни имеют реальную почву. Добавлю только, что приблизительно в тот же период от зарубежных партнеров белорусской демократии довелось услышать о том, что «Алесь Беляцкий сидит, потому что сам так захотел — сделать из себя героя», о том, что «Андрей Санников живет в домике на берегу озера и в тюрьму его привозят на встречу с женой и адвокатом» и т.п. И все это утверждается с полной серьезностью опытных знатоков в области белорусской политики. (!) Так «друзья и партнеры» готовились к его выходу на свободу.
На мой взгляд, из всей этой истерии по поводу «правительства в изгнании» очевидными становятся некоторые вещи:
Первое: Санникова боятся даже в его сегодняшнем состоянии — как власти, так и коллеги по оппозиции.
Второе: Лукашенко и спецслужбы явно перебрали в последнее время с вытеснением активных оппозиционеров в эмиграцию. После 19 декабря 2010 года за границей оказалось большое число реальных политических эмигрантов, которые не связывают свое будущее с жизнью вне Беларуси и поэтому политически активны. Они создают реальную угрозу для уже существующих заграничных лоббистских центров режима, работающих под видом представителей демократической оппозиции, и потенциальную угрозу для всей внешней политики режима в будущем. Помните высказывания Лукашенко о том, что он был бы рад, чтобы все оппозиционеры уехали за границу? Уже, очевидно, не так рад 🙂
Третье. Очевидна попытка столкнуть Раду БНР и новую волну белорусской политической эмиграции для дискредитации, подавления активности и снижения её влияния во внешней политике.
Идеальным для режима было бы латентное развитие существующей ситуации — увеличение влияния существующих лоббистских центров за границей и тихое удушение неподконтрольной оппозиции в Беларуси.
Мы не расставались с Андреем Санниковым друзьями 19 декабря 2010 года. Я не знаю, какие у него дальнейшие планы. Вышел Санников. Думаю, все вменяемые люди своими глазами убедились в том, как он «хорошо отдохнул».
Но, как ни странно, тема «спасения отечества от правительства в изгнании» звучит снова под разными предлогами и поводами.
И боюсь, что главная причина здесь — не подконтрольность ГБ, а нечто более опасное и страшное — наше обыкновенное скотство. Когда важнее, чем сто раз продекларированные цели себе, любимому, твое иллюзорное влияние в своей небольшой среде, ради которого ты готов топить ближнего своего, способного угрожать твоим собственным планам. Но, безусловно, делать все это ты будешь для блага белорусского народа и всего человечества.