Александр Мартысевич. Письмо товарищу по незарегистрированной партии
Предлагаю свой анализ ситуации в производстве и обществе. Все согласны, что нужны перемены, но никто не готов ради них поступиться личной выгодой.
Ни для кого не секрет, что любое производство у нас держится на лжи и воровстве. Вот как это было в моём случае. В то время я работал автослесарем на базе. Чтобы я приступил к ремонту автомобиля, водитель должен был мне налить 10 литров солярки, поставить бутылку водки и накормить обедом, а иначе слесарь к его машине и не подойдёт. Потом слесарь получает новые запчасти на свой автомобиль, идёт и сразу их продаёт, а на свое авто, чтобы оно поехало, ставит запчасти со свалки.
Водитель, чтобы покрыть свои убытки после ремонта, ворует песок и продаёт частнику, пишет пережог — и ворует солярку у предприятия. На тот момент я пользовался авторитетом на предприятии. И вот в один прекрасный момент я им говорю: ребята, посмотрите, частный капитал пришёл в страну. И чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нам не нужно делать революцию. Водители могут выкупить у базы автомобили и оказывать услуги базе по совсем другим расценкам, сами платить налоги, и поэтому нам не нужно будет кормить дармоедов из административного корпуса. Мы, слесаря, также будем оказывать услуги водителям по договорам и самостоятельно платить налоги. Все с радостью согласились.
Хорошо, говорю я. Прежде чем официально всё это регистрировать, давайте уже с завтрашнего дня будем жить по-новому. Слесаря прекратят поборы, перестанут воровать и врать начальству. Водители – то же самое. Ведь когда мы станем собственниками, мы же не будем воровать сами у себя. Водитель не будет покупать солярку на заправке за свои деньги, а потом продавать её за полцены и писать себе пережог. И вот до них наконец дошёл смысл, что значит жить по-новому. Они мне отвечают: Саша, тебя так приятно было слушать, но сейчас ты несёшь полную хрень. Что значит перестать воровать и выкручиваться – это же нищета! Я отвечаю: первых два года да, но зато когда закончится переходной период и пойдет отдача, мы выйдем на более качественный уровень производственных отношений и будем жить в полтора раза лучше. Один встаёт и говорит: нет, Саша, я так не смогу, потому что если я сходил на работу и ничего не добыл, я потом заснуть не могу. Как это — ничего не стянуть? В результате 90% моих конкретных последователей решили, что менять ничего не нужно, пусть всё остаётся так, как есть.
Если предположить, что в перспективе мы придем к власти, то мы сможем, вероятно, провести реформы, перестроить экономику. Но наши МАЗы и трактора, компьютеры и телевизоры, холодильники и морозильники от этого лучше продаваться не станут. И помимо этого нас станет душить Россия в своих объятиях. Через год народ выйдет на улицу и будет кричать: «Саша, вернись, мы всё простим!» Это я не о себе, разумеется…
Ещё раз хочу поблагодарить Вас за поддержку, желаю вам доброго здравия и хорошего расположения духа.