Жанну Шчарбініну пазбавілі прыёмнай дачкі

28 сакавіка 2014 16:29  |  Палітыка

 
Жанна Щербинина, учитель Овсянковской средней школы, которая в начале этого учебного года сфотографировала для Минобразования свой не отремонтированный к началу учебного года кабинет труда и была вскоре уволена, опять лишилась работы. И вновь – в системе образования. После школы Жанна оставалась приемным родителем-воспитателем 10-летней девочки. В отделе образования Горецкого райисполкома она продолжала работать на ставку. 24 марта ей прислали уведомление о том, что она уволена “за виновные действия”. В этот же день специалисты отдела образования забрали у нее приемную девочку.

Напомним, учителя труда Жанну Щербинину первый раз уволили из Овсянковской средней школы в сентябре 2013-го года. Учитель подписала заявление на увольнение по собственному желанию, однако утверждает: ее к этому “подвели”, потому как “высокому начальству” не понравилось, что проблемы школы она сделала достоянием общественности. Суть проблемы тогда заключалась в том, что Жанна Щербинина сфотографировала свой кабинет и отправила снимки в Министерство образования с просьбой посодействовать в ремонте, потому как в таких условиях дети заниматься не смогут. Но привести кабинет в порядок, по словам учительницы, так и не удалось. После публикации в интернете Жанна написала заявление по собственному желанию.

Взыскание

После ухода из школы Жанна Щербинина осталась в системе образования – только в другой роли: в качестве приемного родителя-воспитателя. 10-летняя Таня Зуськова жила в семье Жанны и воспитывалась вместе с ее родной дочерью уже почти шесть лет. Пока Жанна еще работала в школе, то родителем-воспитателем она была только на полставки, а после увольнения оформилась на ставку. 
 
“Но мне просто не дали работать, чувствовалось, что мне хотят отомстить,- говорит Жанна. – И началась эта месть почти сразу. Уже 5 сентября у меня была проверка из отдела образования Горецкого райисполкома. Сказали, что приехали посмотреть обстановку в доме, условия, в которых живет приемный ребенок. Они смотрели тут все – даже одежду ребенка. Придирались к тому, что эти брюки – большие, эти – маленькие, это не так лежит, то не так лежит. Одни и те же вопросы задавали по пять раз. Больше часа они тут ходили по квартире. У меня началась нервная истерика. Ей-богу, у меня отец когда умер, я так не плакала”.
 
После этого проверка уехала. “А через несколько дней мне позвонили и сказали: “Приезжайте в отдел образования, напишите объяснительную, вам дали дисциплинарное взыскание”. Оказалось, что они акт об условиях содержания ребенка не составляли, но написали записку на имя начальника отдела образования, что моя семья к началу учебного года не готова, что у меня какие-то не такие условия и т.д. На этом основании мне дали взыскание”.
 
Это взыскание Жанна Щербинина обжаловала через суд – в октябре суд Горецкого района его отменил.
 

Снова взыскание

Но на этом война с чиновниками не закончилась, продолжает рассказывать бывшая учитель и теперь уже бывшая приемная родитель-воспитатель.
 
“В ноябре мне нужно было съездить в Минск на несколько часов. Таня должна была прийти из школы, и я попросила свою родную сестру, которая живет недалеко от нас, чтобы она за ней присмотрела, потому что я знала, что задержусь. Но пока я была в Минске, снова пришла комиссия, зафиксировала, что меня дома нет, – и снова взыскание. Я снова обжаловала это решение, но пока его не отменили, я буду еще обжаловать. Дело в том, что по трудовому договору с отделом образования я только 8 часов работаю приемным родителем-воспитателем, а все остальное время я являюсь опекуном девочки, то есть имею такие же права, как и обычные родители. А обычные родители могут оставлять детей на близких родственников в случае отъезда. Я суду это объясняла, ведь я даже не на несколько суток уехала – на пару часов. Но ответ был таким, что я якобы не имела права уезжать даже на пару часов, не известив отдел образования. С чего это взяли, мне так и не объяснили”.
 

Выговор

Конфликт имел продолжение и в марте. “5-6 марта я просила в отделе образования два дня выходных, мне нужно было уехать. Мне сказали, что выходные мне не положены и уехать я могу только по заявлению. Я написала заявление в счет отпуска, Таня в это время по договоренности и по разрешению отдела образования была в другой приемной семье. Вроде все было решено. Но когда я вернулась, то оказалось, что заявление мое не подписано и у меня – прогулы, а значит – очередной выговор”.

На протяжении последних двух месяцев, подчеркивает Жанна, отдел образования неоднократно просил ее уволиться по собственному желанию. Просьбы появились после того, как родная мать приемной девочки якобы заявила о своем желании вернуть себе дочь. “Мне сказали, что пока будет идти процедура “возвращения”, опекунство над Таней у меня заберут и передадут дяде и тете, которые изъявили желание стать опекунами, – говорит Жанна и добавляет: “Я была согласна передать опекунские полномочия, если родственники действительно хотят. Моим единственным условием было то, чтобы я сходила в отпуск, ведь уже три года я не была в отпуске. Но вместо отпуска 24 марта мне прислали уведомление о том, что я уволена”.
 

В документе сообщается, что Жанна Щербинина уволена ввиду истечения срока трудового договора. Официально этот срок у нее заканчивался тогда, когда приемный ребенок прекращал находиться в приемной семье. К тому моменту девочку у Жанны действительно забрали, а ее саму, как выяснилось, отстранили и от опекунства без какого-либо ее согласия.
 
В этом видится противоречие, потому как для того, чтобы передать девочку Таню дяде и тете, действующий опекун, то есть Жанна Щербинина, должен дать свое согласие. Прекратиться его опекунские обязанности могут и без его согласия, по решению местного исполкома, но только в исключительных случаях, прописанных в статье 168 Кодекса о браке и семье. Для этого, если говорить коротко, опекун должен повести себя таким образом, чтобы поставить жизнь “вверенного” ему ребенка под угрозу. 
 
“От опекунства меня отстранили именно по этой статье, а уволили с формулировкой “за виновные действия”. Как какую-то злостную нарушительницу. Неофициально инспектор в отделе образования объяснила, почему меня отстранили: потому что у меня была одна “дисциплинарка”, потом был выговор и т.д. Но чем я поставила жизнь приемного ребенка под угрозу, никто так и не сказал”.
 
Как отмечают специалисты, в будущем Жанне даже если понадобится стать опекуном для какого-то своего родственника, она не сможет этого сделать – ведь в ее биографии уже будет отстранение от обязанностей опекуна по “грубой” статье. 
 
“Я буду подавать в суд, обжаловать и отстранение от опекунских обязанностей, и увольнение.  Это было сделано незаконно”, – уверена Жанна. 

По словам женщины, работать ей пока негде. “В сельской местности работы почти нет. Каких-то вариантов трудоустройства пока тоже нет. Я готова на любые предложения, готова на физический труд, готова на переезд в другой город. Главное, чтобы я смогла не очень дорого снимать жилье и иногда ездить к себе в деревню”.
 

TUT.BY дозвонился в отдел образования Горецкого райисполкома. Там сообщили, что его начальник – Светлана Браницкая – в отъезде, а заместитель занята. Позже, когда начальник Браницкая появилась, то оказалось, что она тоже занята – нам сообщили, что “у нее много людей на приеме”. Корреспондент TUT.BY пояснил, по какому вопросу необходим срочный комментарий, и после в отделе образования обещали перезвонить в течение двух часов. Однако никто с TUT.BY так и не связался. Позже в отделе образования просто перестали снимать трубку.
Если вы можете помочь Жанне в поиске работы, свяжитесь с ней по адресу [email protected] (Жанна Григорьевна Щербинина).
 
Жанна Щербинина в системе образования с 1981 года. Имеет диплом учителя начальных классов. С 2010 по 2014 год она являлась депутатом Овсянковского сельского Совета. Баллотировалась от партии “Белорусская христианская демократия” (БХД). В Овсянковской школе работала почти 15 лет. Ее ученики становились победителями на многочисленных предметных олимпиадах и конкурсах.

Болей навін