Ксендз Винцент Годлевский – отдать жизнь для Бога и Беларуси

16 лістапада 2015 21:11  |  Новости Беларуси

Ксендз Винцент Годлевский - отдать жизнь для Бога и Беларуси

16 ноября 1888 года родился белорусский религиозный и политический деятель ксендз Винцент Годлевский, который переводил Евангелие на белорусский язык, боролся за независимость Беларуси и был убит в нацистском концлагере «Тростенец».

До сих пор есть две версии, где появился на свет Винцент Годлевский – в деревне Шуричи или в деревне Порозово Волковысского уезда. Нет данных и о его семье и юношестве.

Известно, что в 24 года он закончил Виленскую католическую духовную семинарию и еще четыре года учился в Петербургской католической духовной академии. В Петербурге он присоединился к белорусскому кружку студентов академии. Тогда к кружку принадлежали 11 членов из 70 студентов академии, а главной целью кружка было расширение знаний об истории Беларуси, изучение литературы и музыки.

Принял рукоположения в пресвитера Винцент Годлевский 3 июня 1914 г. С 1916 служил викарием в кафедральном соборе в Минске, где и начал активную пастырскую деятельность.

Здесь на жизнь молодого священника очень повлияли исторические события – уже в феврале 1917 года в России свергают царя, происходит волна стихийной демократизации, впервые со времен Великого княжества Литовского в Беларусь возвращается политическая свобода и свобода слова.

В Минске 24-25 мая 1917 ксендз Годлевский выступает на съезде белорусского католического духовенства с докладом о создании белорусского католической партии в духе многих католических политических организаций, существовавших тогда в Европе с разрешения Понтифика. На этом же съезде было принято решение добиваться автономии Беларуси.

Беларусь созывает в Минске Всебелорусский конгресс, делегатом на который был избран вместе с многочисленными представителями интеллигенции, офицеров, крестьян и рабочих ксендз Годлевский. Большевики разогнали конгресс, однако осталась работать выбранная им Рада, которая 25 марта 1918 года и объявила независимость нашей страны.

В состав этой Рады – первого правительства Белорусской Народной Республики – был выбран и ксендз Винцент Годлевский, обязанностью которого была опека над белорусскими беженцами от ужасов Первой мировой войны.

После разделения Беларуси на Восточную и Западную ксендз Годлевский продолжал религиозную и общественную деятельность в свободной от большевиков части страны, преподавал в Несвижской белорусского семинарии, редактировал газету «Крыніца».

С 1924 года священник был настоятелем храма в Жодишках, где дважды за расширение идей белорусского независимости арестовывался польскими властями, а в 1927 году был осужден на два года тюрьмы.

С 1929 священник работал в Вильно, где был капелланом в больнице, исполнял обязанности префекта в школе при монастыре бернардинок, был основателем Белорусского католического издательства в Вильне.

Здесь он перевел на белорусский язык Новый Завет, который был выдан белорусской латиницей в 1939 году. Одновременно ксендз Винцент Годлевский выступает как публицист и политик сначала в составе партии Белорусская христианская демократия, а потом на страницах газеты «Беларускі фронт».

Во время Второй мировой войны неутомимый священник как мог занимался белорусскими школами, старался создать сеть белорусской взаимопомощи жертвам войны. Во времена немецкой оккупации служил в Красном костеле в Минске.

О том, в каких условиях приходилось действовать ксендзу Годлевскому и другим белорусским священникам, свидетельствуют воспоминания другого белорусского национального и католического деятеля Иосифа Малецкого:

«Ксендз Годлевский получил жесткий выговор от немцев, и ему запретили говорить проповеди, на которые всегда сходились толпы людей. Остался только один священник Игнатавичюс, который богослужение отправлял по-латински и читал только Священное Евангелие по-белорусски, народ же во время богослужения пел белорусские религиозные песни. Перед окончанием войны немцы дали разрешение на переезд в Минск ксендзу В. Шутовичу, который на своем положении священника для белорусов-католиков встретил в Минске и большевиков. Они вскоре его арестовали, мучили, сослали на 10 лет каторги. Выпущен, после находился в Вильно, умер в Борисове».

Из-за критики не только большевистской, но и нацисткой оккупации Беларуси ксендз Винцент Годлевский был арестован немецкой Службой безопасности в ночь на 24 декабря 1942 года. Нацисты предложили ему покинуть Беларусь, но священник отказался покинуть свой народ и был тайно убит в Тростенце.

О деятельности упорного патриота и христианина неизвестно еще много – с ним связывают, например, учреждение Белорусской Незалежницкой Партии, имеющей целью воевать подпольно, а потом и открыто одновременно против нацистского Рейха и СССР. Многие вопросы белорусского истории борьбы за свободу пока остаются без ответа и требуют своих исследователей.

Однако бесспорно одно – вся жизнь преданного Богу и своей стране священника свидетельствует о том, насколько глубоко он понимал свой священнический долг.

Беларусь счастлива иметь такого сына, чтить память которого – наш общий долг как христиан и белорусов.

Александр Гелогаев, Catholic.by

Болей навін