Виталий Рымашевский. Тайна падения режима Лукашенко раскрыта Достоевским
Цитата героя романа Федора Достоевского, использованная Лукашенко в ежегодном послании, стала хитом белорусского интернета.
Великий инквизитор выступает как лидер сил, выступающих против Христа: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы».
Не так важно, кем и с какой целью была подготовлена эта цитата в послании. Очевидно, что сама цитата, как и вся философия Великого инквизитора, является выражением идеологии существующего белорусского режима. «Мы исправили подвиг твой… И люди обрадовались, что их вновь повели, как стадо…». Отношение к народу как неразумному стаду, за которое принимает решение мудрый и всемогущий правитель, свойственно белорусской власти. Страх и насилие — основа и духовная суть действующей власти.
Сам сюжет «Легенды о Великом инквизиторе» Достоевского и проблема, поднятая им в дискуссии Инквизитора с Христом, как нельзя более точно отражает белорусскую проблематику последних десятилетий. Белорусы в 1994 году выбрали рабство. Сегодня нация ищет выход, ищет пути к лучшей жизни и свободе. Большинство уже осознало ошибку 1994-го. Многие открыто выступают против существующего режима, многие его искренне ненавидят и готовы бороться против.
Готовность народа к борьбе — первый шаг к свободе.
Но дальше, на пути к свободе, человек (народ) неизбежно должен выбрать путь достижения этой цели.
За последние десятилетия мы наблюдали множество способов свержения диктатора: бомбардировками НАТО, операциями российских спецслужб, гражданскими войнами, народным восстанием…. На этих примерах каждый мог убедиться в том, что свержение диктатора далеко не всегда означает свободу для народа.
Диктатура имеет свою систему управления народом, основой которой является репрессивный аппарат и система ценностей, принимаемая народом. Диктатура держится не только на насильственном принуждении к подчинению — она держится на принятии большинством предлагаемой системы ценностей, на согласии жить по предложенным правилам.
Поэтому борьба за демократию и права человека превращается в пустой звук без изменения отношения к человеку, без предложения другой, альтернативной системы ценностей.
Для победы мало свергнуть диктатора — необходимо предложить ценностную альтернативу и, безусловно, вначале принять эту систему ценностей для себя лично.
В этой связи вспоминается разговор десятилетней давности с двумя белорусскими рабочими. Один из них ругал Лукашенко:«Народ обманывает, думает только о своих. Сами воруют, всё имеют, а люди живот бедно». Мой вопрос — «А что бы ты сделал, если был на месте Лукашенко?» — привел рабочего в явное замешательство, но после короткой паузы был дан уверенный ответ: «Во-первых, я бы сделал так, чтобы у Васи (второй собеседник) всё было, чтобы он ни в чем себе не отказывал»…
Есть старая восточная притча о злом драконе-правителе, который жестоко угнетал порабощенный им народ, грабил людей, требовал жертвоприношений. Находились смельчаки, которые бросали вызов дракону и вступали с ним в единоборство. Среди них находился богатырь, который побеждает его. Но как только он дотрагивается до драконьих сокровищ, сам превращается в дракона. И глашатай кричит: «Мятежник пал, Слава дракону!». С появлением следующего мятежника всё повторяется…
В «Великом инквизиторе» Достоевский не только описал дьявольскую античеловеческую сущность диктаторской идеологии всех времен и народов, в рассказе также дается и ответ на вопрос о том, как и кто может противостоять этому злу.
Принести людям подлинную свободу может только Иисус Христос. Есть только один путь из рабства — принятие Христа, христианских ценностей, следование за Ним. Как ни парадоксально, он несет освобождение не только для рабов, но и для самого диктатора, который представлен в образе Великого инквизитора. Глубокий, сущностный ответ на вопрос о пути достижения человеком и народом свободы. Но готовы ли белорусы всерьез принять этот ответ сегодня?