ХДСБ в Минске. Разграничение с польской хадецией
Война заканчивалась; большинство белорусов возвращалось
домой. 25 февраля 1918 года Минск заняли немцы.
В начале в Минске христианская демократия имела
польско-белорусский характер, и, несмотря на то, что поляки составляли в ней
меньшинство, называли ее Польской хадецией.
5 сентября 1918 года по инициативе ксендза Винцента
Годлевского, который служил викарием в кафедральном костеле, минские
христианские демократы постановили организовать самостоятельный ХДС. Возможно,
это было одной из причин, ради которых церковная власть уже 8 сентября перевела
Годлевского в Несвиж – но через несколько недель в Минск прибыл Фабиан
Абрантович, назначенный ректором Минской католической духовной семинарии, и
перенял руководство хадецией.
На тот момент в Минске было три большие группы ХДСБ:
Кафедральная, которая объединяла 500 человек, и еще две (вероятно, Красного
костела и Троицкая), в каждой из которых насчитывалось до 80 активистов (“Крыніца” 1918, №3).
Распространение Христианского демократического союза по Беларуси,
1917-1919
Летом 1917 года, во время объезда той части Виленской
епархии, которая оставалась в составе России, к востоку от линии фронта,
епископ Эдвард Ропп позволил говорить в костелах белорусские проповеди – и
побудил к созданию христианско-демократических кружков при приходах. Очевидно,
БХД в глазах епископа была продолжением его дела в Конституционно-католической
партии Литвы и Беларуси. Белорусские же священники, которые и добивались
разрешения, немедленно начали работу.
Первой общиной БХД в глубинке был кружок в Дисне, заложенный
летом 1917 года ксендза Винцентом Ташкуном. Тогда же ксендз Адам Станкевич основал
кружок в Друе: встречи проходили каждое воскресенье и каждый праздник в
монастырских стенах. Вскоре в результате работы Станкевича возникли кружки в
Иказни (современный Браславский район) и Бороденичах (Миорский район), которые
вел священник Виктор Шутович. Наконец, большая ячейка БХД сложилась в
Шарковщине под руководством ксендза Михаила Петровского.
6-7 августа 1918 года в Германовичах тогдашнего Дисненского
уезда (сегодня Шарковщинский район) прошел съезд деканального церковного клира,
где было принято постановление способствовать деятельности Христианской
демократии и развивать в крае белорусскую школу.
Таким образом, восточная Виленщина, с осью дороги из Вильно
на Полоцк, стала настоящим хребтом христианской демократии, причем в среде
народа, на селе. Как раз отсюда БХД начала расширяться на восток, запад и юг.
В 1919 году БХД расширила свое влияние в Ошмянский район,
где начал плодотворно работать настоятель в Борунах Михаил Петровский. На
Гродненщине в 1919-1920 годах развернул хадецкое движение Иосиф Германович
(Волковысский уезд). На Брестчине (Шерешево и Великое село Пружанского уезда)
идеи БХД распространял ксендз Франтишек Ромейко. В окрестностях Вильна плодотворно
работали Ян Позняк (Лаваришки) и Казимир Фалькевич (Тургели), в Полоцке и
Витебщине (Ушачи, Улла, Бешенковичи) – ксендз Иосиф Бородюля.
Из книги “Беларуская
хрысціянская дэмакратыя: 1917 – 2017″
Продолжение следует