Чем режиму мешает коалиция демократических сил или почему некоторые оппозиционные деятели выступают против списка невъездных
В начале несколько слов о последних событиях в коалиции “шести” и о “совместной” пресс-конференции 31 января.
В течение последних нескольких недель велась работа над совместным заявлении оппозиции о так называемой “избирательной” кампании 2012 года. Декларация, которую подсунули журналистам перед пресс-конференцией 31.01.2012 как совместная позиция всех – была предложена к подписанию несколько недель назад г-м Милинкевичем, но так и не была принята.
За витиеватыми фразами, в предложенном варианте есть две вещи по существу:
Первая: оппозиции предлагается вместе с исполкомами режима провести мобилизацию белорусов на выборы, и даются обещания сняться.
Вторая: сторонников бойкота призывают не ругать тех, кто будет участвовать в таком брутальном отбеливании режима.
Для БХД, разумеется, участие в подобных инициативах невозможно. Декларация требовала доработки. Это было озвучено сразу и, в течение двух недель была выработана совместная позиция, ее суть – в непризнании выборов, даже при условии назначения кандидатов от оппозиции, в проведении совместных встреч с демократическими активистами во всех регионах страны и выработки общего формата проведения кампании 2012 года.
Одновременно планировалось проведение совместной информационной кампании о ситуации с политзаключенными и об общих требованиях к властям.
Текст был принят на встречах единогласно, без всяких замечаний со стороны РУХА или “Говори правду”. Этот текст и было договорено озвучить на совместной пресс-конференции. Однако перед самым началом пресс-конференции было роздано журналистам прежнее предложение “РУХА”. Никого из представителей БХД не поставили в известность заранее.
Зачем было тогда представить журналистам пресс-конференцию как совместную от “коалиции шести”, если было заранее известно, что не все её подпишут?
Любой вариант соглашения можно подписать абсолютно спокойно с теми организациями, которые были согласны. Что и было сделано в пятницу, 2 февраля, на офисе БНФ. все желающие и подписали меморандум о начале мобилизационной кампании электората на “выборы”.
Ответ только один – дискредитировать и развалить коалицию.
Но кому же может помешать такая “дружная” команда?
Сложно дать более точную оценку эффективности работы коалиции в Беларуси, чем это сделали Светлана Калинкина и Ирина Халип в своих последних публикациях.
Но есть ещё одна сторона работы коалиции – международная. Здесь ситуация выглядит несколько иначе.
Напомню, что удалось сделать за 2011 год
– дать совместную оценку произошедшему 19 декабря 2010 года как провокации со стороны беларуских властей (оценка произошедшего беларускими демократическими силами, безусловно, принималась во внимание всем международным сообществом при оценке ситуации в Беларуси)
– согласовать общее отношение к сотрудничеству Запада с режимом (а именно – никакой финансовой помощи при наличии политзаключенных и отсутствии свободных выборов.)
– согласовать общий список политзаключённых и вместе требовать их освобождения
(полные тексты документов можно посмотреть здесь:).
Достаточно просмотреть архив новостей за 2010 – февраль 2012, чтобы вспомнить о том, что многие оппозиционеры обвиняли в произошедшем 19 декабря кого угодно – Россию, кандидатов в Президенты, но только не власть. Многие были за продолжение предоставления финансовой помощи режиму при наличии политзаключённых и массовых репрессиях.>
После подписания совместных документов “шестеркой”, большинство встреч с западными политиками в последние полгода проходило именно в рамках коалиции. Кроме того, часто приглашались на встречи и родственники политзаключенных. Такой открытый формат крайне усложняет задачу лоббирования интересов режима, т.к. высказывания политиков могут стать известными в Беларуси.
Гораздо проще ездить по Европе одному, представлять всю оппозицию, защищать власть, и при этом для прессы делать заявления о поддержке политзаключенных.
Развал коалиции решает для власти 2 задачи:
Во-первых – оппозиция компрометирует себя скандалами и разборками друг с другом. Этим самым в главном политическом вопросе – борьбе за политическую поддержку со стороны беларусов, режиму обеспечивается возможность снова набрать очки себе и очередной раз попытаться создать подконтрольную “конструктивную” оппозицию или, как вариант, “3-ю силу”, за которой пойдет оппозиционный электорат.
Во-вторых – отсутствие совместной позиции, а соответственно, и совместного послания Западу позволяет лоббистам режима вернуться к своей прежней работе – втайне от беларусов представлять всю демократическое сообщество на Западе, лоббировать интересы режима.
Последние инициатива офиса “за демократическую Беларусь” – только один из примеров такой работы.
Вот некоторые имена, которые группа беларуских политиков боится озвучить в СМИ. – Этих людей предлагается исключить из списка невъездных в ЕС:
Кроме тех, что уже были озвучены, это Фармагей Леонид Константинович, бывший начальник ГУВД Мингорисполкома, Гордиенко Сергей Александрович, заместитель главного редактора “Советской Белоруссии”., Торопецкая Галина Михайловна, заместитель редактора “Советской Белоруссии”, Шадрина Анна Станиславовна, заместитель редактора “Советской Белоруссии”, Гигин Вадим, главный редактор ежемесячного журнала “Беларуская думка”.Ректоры: Абламейко Сергей Владимирович, ректор БГУ, Кухарчик Петр Дмитриевич – ректор Беларускага государственного педагогического университета; Батура Михаил Павлович – ректор БГУИР; Чесновский Мечислав Эдвардович – ректор Брестского государственного университета…
Считаю. Крайне неправильным всю вину возлагать на Ольгу Стужинскую. Опять виноватым будет “стрелочник”. Сам “Офис за демократическую Беларусь” ничего не решает, а Ольга Стужинская и ее структура выполняют запросы белорусской оппозиции. За спиной этой девушки прячутся известные мужчины из числа деятелей беларуского демократического сообщества. Некоторые уже успели открестится от соратницы. Только Мильянцов (БИСС) и Янукевич (БНФ) осмелились подать слабый голос (не признания, конечно, в соучастии), а просто в поддержку позиции пересмотра списка.
>Можно разваливая коалицию и работая на режим, выставлять кого-то другого (в данном случае БХД) как виновников раскола, реализуя “супергениальные” планы подмены документов пред пресс-конференциями. Можно “оставаться не при чем”, посылая на провокации шестерок из своей организации. Можно праздновать как великую победу в борьбе за демократию попытку пинка от героя оппозиции в мой адрес.
Я хочу напомнить демократическим деятелям об одном: после 19 декабря 2010 года в тюрьме КГБ оказались не только критики режима, но и сторонники “конструктивной” работы, и даже те из кандидатов и членов их штабов, кто договаривался с администрацией Президента о признании выборов. Если бы не твердая позиция Запада, против которой они сегодня выступают, то не было бы даже таких (не) зависимых СМИ и невозможна была бы регистрация в Беларуси даже такой организации как офис Ольги Стужинской.
Что же касается неудачной попытки спровоцировать драку и освещения этого события в СМИ: за время моего “условного” освобождения таких попыток было несколько – при встречах с членами БХД в кафе, во дворе дома. Были случаи, когда даже на службе в церкви выпившие люди в штатском пытались приставать к моей двухлетней дочке. Я уверяю, что абсолютно серьезно воспринимаю угрозы в адрес моей семьи и меня лично со стороны их хозяев. По сравнению со всем этим, провокация на офисе “Руха за свободу” выглядит достаточно безобидной и жалкой.
Если же шестерки режима думают, что могут унизить меня подобными публикациями в прессе, – наивные надежды.
Я понимаю и прощаю Дынько (“Наша Нива”) за его брутальные материалы – достаточно предсказуемо. Не состоялся материал “об избиении несчастного Ф. ужасным Виталием Рымашевским” – ну пусть люди порадуют себя хотя бы материалами о пинке…