Прогуляемся по озерам и рекам…

20 чэрвеня 2013 14:37  |  Блог Леаніда Чумакова

Ну да хватит, пожалуй, о нашем городе. Давайте лучше отправимся на природу. О лесах говорить не буду, особенно о тех, которые вокруг населенных пунктов и дачных участков.  Лучше прогуляемся по озерам и рекам.  Но и они, бедные, выживают с большим трудом. Вот, например, Витебская область, гидрологический заказник “Озеро Белое”. Действительно красивое озеро. Было… Всего несколько лет назад.  Когда я впервые оказался на этом озере, то купался здесь с удовольствием. Ребята, которых я вел по маршруту партизанскими тропами, три дня практически не вылезали из воды. Прозрачная вода, белое дно, рыбешки, словно в аквариуме… А сегодня — тростник стеной вдоль берега, илистое мелководье. Уже в августе 2009 г. в некоторых местах ноги выше колена утопали в илу. Местная жительница, встретившаяся на берегу, сказала: “А мы сюда купаться уже и не ходим…”

 

Но почему так случилось за весьма короткий период времени? С одной стороны озера на берегу стоят столбики с табличками, что это гидрологический заказник, а с другой — открытый берег активно распахивается местными хозяйствами. Причем практически до воды. А ведь здесь высокие склоны, засеваемые то пропашными культурами, то зерновыми злаками.

 

Поля — это удобрения и ядохимикаты. Пропашные культуры — это еще и смыв почвы. И все это идет в озеро! Долго ли оно проживет? Сначала мы создали здесь заказник для сохранения уникального водоема, а теперь сами же его превращаем в болото! Я сам слышал, как кто-то говорил: “Ничего, на наш век этого озера хватит. Оно глубокое, все не зарастет”.   Но ведь наш век — это для природы одно мгновение!

 

В том же районе в такой ситуации находятся озера Псуя, Свядово, Молено и многие другие. К сожалению, подобная картина сегодня наблюдается по всей стране…

 

Когда я водил молодежь к мемориалу “Прорыв” под Ушачами, мы останавливались на ночевку на озере Боровенок. Чудное маленькое озерцо. Найти его, не зная дороги, не так просто.  При этом неоднократно приходилось убирать здесь ведра (!) битого стекла, покинутого на берегу после пьянок. А еще засыпать выжженную землю, оборудуя возле единственной беседки специальное кострище. Я постоянно в меру своих возможностей стараюсь наводить здесь порядок.  Но речь не об этом. Мы обратили внимание на ребят, ловивших в озере раков. Широкопалых,  находящихся под охраной в Беларуси, включенных в Красную книгу. Я рассказал ребятам об этом. Они не стали спорить, отпустили добычу. Тем более, что пойманные рачки были размером  в половину ладошки. Зачем же их уничтожать? Потом я попытался провести среди сельских школьников экологический ликбез по поводу состояния озера и его окрестностей. Один мальчик сказал: “Знаете, я тоже говорю все время об этом в школе. Это же наше озеро, мы должны его беречь. Но в школе меня никто не слушает. Все только смеются…”

 

А моя любимая река Вилия? В последние годы я стараюсь не попадать на берега этой лесной речки в выходные дни. Автотранспорт и байдарки сделали доступными все ее прежде укромные уголки. И оттого мне становится страшно и грустно. Однажды летом 2008-го, находясь на маршруте, я был вынужден заночевать с ребятами на берегу притока Вилии – Нарочанки (так ее зовут в народе, хотя на карте она обозначена как Нарочь), неподалеку от места их слияния. Была ночь с субботы на воскресение. Наверное, моя  группа на всю жизнь запомнила эту ночевку. Отдыхающие практически сидели толпами на головах друг у друга. И все бы ничего! Но городские, прибывшие целыми автобусами, привезли с собой колонки размером в свой рост. Музыка всю ночь гремела так, что казалось — звуковая волна повалит в округе  сосны. Пьяные оргии, мат во все горло, звуки бьющихся бутылок, шум  сваленных топором зеленых сосен… Все описать невозможно. Это нужно видеть и слышать. Так отдыхают “новые белорусы”.  А над водой в этом хаосе испуганно метались красавцы-зимородки. Я так люблю этих удивительных птиц. Гнездятся зимородки глубоко в высоких обрывистых берегах Нарочанки. Но ведь и там, в земле, им не было покоя. Если бы птицы могли думать, то что бы они подумали о нас, обитателях белорусской земли?

 

Нарочанка гибнет. Погибает и Вилия, одна из красивейших рек Беларуси. В том числе из-за того, что мы забираем у нее воду для трех районов Минска. Недостаток воды в русле уже привел к образованию большого количества мелей и островов. Острова растут по реке, словно грибы после дождя. На одном из бродов, где мы с ребятами часто отдыхали, направляясь к деревне Ручица,  Вилию перегородил огромный остров. Скоро на нем и лес вырастет. А там, где сливаются Нарочанка и Вилия, растут еще два не маленькие острова. Один из них здесь уже несколько лет, а второй появился недавно.  Что же станет с этими реками?

 

А давайте пройдем по левому берегу Вилии от впадения в нее Нарочанки до Залесья. От увиденного можно содрогнуться. Особенно меня шокировало состояние красивых в прежние годы полян, использовавшихся в добрые старые времена (всего-то лет 20 назад)  настоящими туристами-водниками. Но времена поменялись – как и люди. Теперь здесь можно видеть горы пластиковых бутылок, консервных банок, одноразовой посуды. А во что превратились прежде эксплуатировавшиеся баньки? Вблизи некоторых из них насыпаны горы золы, щепы да обожженной полиэтиленовой пленки. Никто этого не убирает. Да и найдется ли кто для такой работы?  

 

Но такие “баньки” да мусорные свалки находятся, как говорят, подальше от глаз людских. А что же там, где места обжитые, посещаемые? Предлагаю, посмотрите сами. Например, сойдя с дизель-поезда на оостановке “Красный бережок” и пройдя вдоль правого берега Вилии от железнодорожного моста до шоссейного. Для наглядности это лучше делать во второй половине лета. Как говорится, Северный полигон под Минском может отдыхать! Одно из живописнейших мест на реке  отдыхающими да рыбаками летом загаживается так, что стыдно даже смотреть. А ведь многие приезжают сюда на личных автомашинах и могли бы увозить с собою собственный мусор.  Или так много рыбы ловят, что пустые бутылки да консервные банки в багажнике не помещаются?..

 

Скажете, на других речках лучше? Пройдитесь по Березине выше Борисова. С первого взгляда вроде довольно чисто. Как-то на рыбалке я разговорился с местными рыбаками. Они расположились лагерем неподалеку от деревни Лещины. Старый “Москвич”, палатка, костер… И огромные свежие кучи мусора. Я подумал — люди местные, хоть эти да уберут за собой. После их отъезда  заглянул на полянку. Мусор не валялся. Он был упакован в огромные пакеты, оставленные под кустами и деревьями. А рыбаки довольные вернулись в свой Борисов. Эх, если бы могла река донести мусорные мешки до города и выбросить на городские пляжи…

 

Да, нужно отдать должное: в районе Брилевского поля, памятного места в связи с войной 1812 г., кое-что оборудовано для отдыха, а мусор периодически убирается. Правда, не везде и не всегда. В 2010 году было стыдно, когда я с группой россиян побывал здесь на экскурсии. В то время проходил слет юных экологов России и Беларуси.  Люди, приехавшие посетить это историческое место, сидели среди мусорной свалки и в березовой роще на берегу, и у самой воды. И какое же у них сложилось мнение о нас, белорусах? К сожалению, подобную картину я наблюдал здесь и в последующие годы.

 

Сегодня у Березины в этих местах есть еще одна, на мой взгляд, серьезная проблема. Кто бывал здесь летом в выходные дни, обратил внимание, как много плавает по реке моторных лодок. Если бы только лодок! Здесь уже просто «морские суда» плавают, даже двухпалубные. И мчатся они на огромной скорости, поднимая высокую волну. Река узкая, извилистая, волны рушат берега. Сам видел, как всего за один день часть подмытого водой берега обрушалась в реку. Русло меняется катастрофически. Прибрежный луг просто исчезает. Ивняк местами уже дошел до воды, и по берегу вдоль реки не пройти. Тонны земли за лето осыпаются в реку. Она мелеет, исчезают ямы и нерестилища. Напрашивается вопрос: где же те службы, которые должны контролировать ситуацию? Я ни разу не встречал в этих местах ни инспекторов по охране растительного и животного мира, ни представителей иных служб. А ведь при нынешней ситуации наиболее рациональным и, возможно, единственным способом спасти реку в этих местах является запрет на использование катеров. 

 

Наверно, вы уже устали от моих примеров. А давайте вместе сделаем хоть что-нибудь полезное для оздоровления нашей природы. От нас всех зависит, какую окружающую среду мы, нынешние белорусы, оставим в “подарок” будущим поколениям. Им разгребать то, что мы сегодня творим.

 

Леонид Чумаков,

эколог-эксперт

Болей навін