Светлана Алексиевич и белорусская миссия

11 снежня 2015 11:47  |  Новости БХД

Светлана Алексиевич и белорусская миссия

Любите врагов своих,
делайте добро ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас,
молитесь за обижающих вас.
Луки 6:27-28

Светлое имя

В 2015-м в историю Беларуси вошла Светлана Алексиевич. Сейчас ее Нобель — такой же факт календаря XXI века, как и Площадь 2010-го или Минские переговоры по Украине 2014-го.

Но более того — русскоязычная Светлана Алексиевич засияла еще одной звездой эпической битвы, которую вот уже тысячу лет светлая Беларусь ведет на Востоке — за душу России.

Во всех своих книгах Светлана Алексиевич целенаправленно выявляет советского человека. Красного человека. Генетически модифицированного Франкенштейна, заквашенного большевизмом, массовым террором, раскулачиванием, великорусским шовинизмом и, в конце концов, окончательно искалеченного обезбоживанием.
Если хотите, Светлана Алексиевич — светлое белорусское зеркало, в которое смотрится российская тьма.

Смотрится. Кривится. Не нравится массовому потребителю телевизионного эфира от Калининграда до Владивостока всматриваться в собственные глубины. Страшно.

В этом смысле Алексиевич делает то же самое, что делали в свое время Кирилл Туровский, Иван Федорович, Петр Мстиславец, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Федор Достоевский, Владимир Высоцкий, Валерия Новодворская. Белорусские по происхождению богатыри, которые горели миссией спасти Россию.
Почему в Нобелевской лекции Светлана Алексиевич наиболее говорила о России? За Россию? Для России?..

Почему Россия

Нас трясет от России.

Близость невыносима. Из всех соседей, пострадавших от московской ласки, именно, мы, первые жертвы ярости, неумолимости и кровавого насилия, мы одни — не можем возненавидеть россиян.

Зачем нам, таким маленьким, таким уютным и таким глубоким, этот крест — наш самый далекий ближний, самая крупная и разгульный страна в мире с настолько широкой душой, что она просто разрывает нас на части?
Одно из главных предначертаний белорусской судьбы — евангельская миссия в России. Это очевидно для каждого, кто хоть немного задумывается над историей.

Беларусь всегда была для России вспышкой света — сильнейшим раздражителем для темной гордыни и деспотии, блестящим вызовом пещерной полуспячке империи.

Беларусь приняла Христа, когда Москвы и не было на свете. Еще маленькой будущую Россию — Владимиро-Суздальскую Русь — пытались обратить наши миссионеры XII века — Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский.

Затопленное на 300 лет Ордой, тусклое Московское княжество смотрело на свет с Запада, прищурившись, с плохо скрытой завистью и мучительной подозрительностью. Патологическое российское антизападничество — на самом деле отсюда.

ВКЛ и ВЫКЛ

Веками Россия жаждала погасить ВКЛ насилием, войной, физическим уничтожением — а в ответ Беларусь надрывалась спасти Россию верой, культурой и просвещением. Скорина привез в Москву печатное Святое Писание — сожгли. Федорович и Мстиславец основали типографию и начали печатать Библию по-московски — выгнали. В ответ на захват Полоцка в 1654-м униатский монах Симеон делает блестящий рейд в сердце империи, основывает великую русскую литературу, делается просветителем и воспитателем царских детей.

Из России шел Потоп 1654-67 гг., когда мы потеряли каждого второго (самый страшный геноцид в нашей истории!), Северная война с 800 тысячами жертв, сожженными костелами, церквями и целыми городами, и, наконец, окончательная оккупация в конце ХVIII века.

А из Беларуси шли духовные посольства Епифания Славинецкого да Амвросия Вашкевича, которые меняли мрачную московскую церковь. Митрополит Петр Могила просветил российских священников и формулировал исповедание веры, принятое всеми православными церквями мира. Мелетий Смотрицкий подготовил для россиян знаменитую грамматику, которую, наряду с «Псалтырью Рифмотворной» Полоцкого, называл воротами своей учености Михайло Ломоносов. Илья Копиевич выдал десятки учебников и разработал для России Петра гражданский, он же белорусский шрифт, которым сотни миллионов носителей кириллицы пользуются до сих пор.
Разъяренная империя Беларусь распинала. Ликвидация Унии, ликвидация Статута, уничтожение языка и исторической памяти, даже запрет имени «Беларусь» — кровавые удары насквозь.

Беларусь: штурм любви

Но невероятное контрнаступление белорусского света в XIX-XX веках напоминает библейские чудеса.
Беларусь молилась за своих убийц устами гениев. Умирая на кресте, все старалась избавить Россию собой. Христианский пророк Достоевский, потомки Литвинский шляхетских родов Грибоедов, Грин и Бунин, автор российского гимна Глинка, Стравинский, Бородин, Римский-Корсаков, Шостакович переплавляли российское общество пронзительно евангельской культурой.

Поражение империи через Беларусь была предрешено. Когда в 1898-ом в Минске собрался І съезд РСДРП — партии, которая разрушит старую Россию до основанія, когда в 1917-ом Николай II, выехав из ставки в Могилеве, отрекся престола, когда в 1991-ом, на самой западной границе захваченной Беларуси в Вискулях, в маленьком домике под бело-красно-белым флагом рухнул СССР — всему миру стало ясно, где ключ от российского сердца.

Именно Беларусь — чистая, светлая, вдохновленная — сквозила в героях свободы и правды российского ХХ века — поэзии Евгения Евтушенко и Михаила Исаковского, в откровенно вольнолюбивом «Новом мире» Александра Твардовского и концертах Мстислава Ростроповича, в искреннем до хрипоты пении Владимира Высоцкого и ироничных балладах Андрея Макаревича, в тихой отваге правозащитника Сергея Ковалева и беспощадной ясности Валерии Новодворской…

Когда в Россию можно только верить — Беларусь может только любить.

Поэтому победоносная белорусская стратегия в борьбе с Москвой, испытанная веками истории — наступательная. Ни отчаянная защита, ни сознание «осажденной крепости», ни стена на восточной границе не спасут. Выживает не тот, кто кричит «Я не хочу умирать!». Выживает тот, кто говорит себе: «Я знаю, для чего мне жить», — и идет вперед.

Путь хоббита Фродо из «Властелина колец»: смелый удар из оставшихся сил в самое сердце.

Белорусская миссия

В конце концов, человека, как и народ, оценивают не по тому, сколько он имеет, а по тому, сколько он отдает. Отдавая с любовью, жертвуя — намного больше приобретаешь Там.

Белорусская миссия в России сегодня — это белорусские священники-католики от Питера до Дальнего Востока; белорусские протестанты с огромными музыкальными евангелизационными служениями; белорусские последователи Александра Меня; самоотверженные журналисты и авторы. Настоящий белорусский прорыв на Восток — это не изобретение компьютерных стрелялок, а христианские интернет-проекты, издательства и благотворительные служения. Вместо сегодняшних белорусочек для Тверской и стриптиз-баров — чудеса красоты, образы целомудрия и семейного счастья. Белорусское Радио Вера, Телевидение Любовь, библейское просвещение, межконфессиональные социальные сети, новые духовные движения по образцу «Чистых сердец», межконфессиональное христианское триединство — все это Россия может воспринять разве только от братьев-белорусов.

Каким должен быть белорусский ответ на бородатых русских казаков с автоматами, авиационные базы, ядерные эфиры «России-24»?

Книги Алексиевич для Москвы и Питера. Массовые белорусскоязычные курсы от Белостока до Смоленска. Многотысячные молитвы под бело-красно-белыми флагами. «Погоня» на футболе в Лужниках.

Кто спасет Россию

Безусловно, Беларусь должна быть независимой — чтобы обособленность святости, выраженная в христианской национальной идеи, светило наиболее светло.

Но нынешняя нестерпимая близость России — такова, что в ушах ее шепот, во рту ее язык, а обе щеки уже горят от ударов — означает, что пришло время, как бы это не было трудно, еще сильнее любить. Любить не властно иванагрозную да петровеликую фальшь — а несчастных людей, российским фарисейством и нетерпимостью засеянных.

Спасти Россию — вопрос жизни и смерти для самой Беларуси.

Ведь Беларуси суждено любить Россию той необъяснимой, наивысшей любовью, которая говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавистникам вашим и молитесь за обижающих вас».
И только тогда, когда ошеломленная любовью Россия начнет разваливаться, сомневаться, каяться, отрекаться от имперской спеси и открываться Богу (грандиозное зрелище, которое вдохновляло величайших белорусов!) — мы наконец увидим, Кого на самом деле хотела распять в Беларуси империя.

Через Беларусь под бело-красно-белым флагом Россию спасает Иисус.

Krynica.info

Болей навін