Вацлав Ластовский
Вацлав Ластовский – один из идеологов белорусского движения ХХ века, вместе с Казимиром Шафнагелем и Винцентом Святополк-Мирском – основатель “Христианского союза” 1915 года, премьер-министр Рады БНР 1919-1923 годов.
Часто в белорусской историографии Ластовский фигурирует как участник “левого” движения и грамадовец – но именно Вацлава Ластовского, как упоминает в статье “Парадоксальный Ластовский” историк Анатолий Сидаревич, исключали из рядов социалистов “за религиозность и национализм”.
Более того: в 1915 году в оккупированной немцами Вильне именно Вацлав Ластовский вместе с бывшими учредителями Конституционно-Католической Партии Литвы и Беларуси епископом Эдвардом Роппом, бароном Казимиром Шафнагелем, князем Святополк-Мирским создал, по словам современного историка, “первую белорусскую правую партию” – Христианский союз.
Как глубокий историк и как идеолог Ластовский понимал, что тысячелетней Беларуси в такое безумное и полное возможностей время как воздух нужна партия, основанная на христианских ценностях. Вот почему в 26 мая 1918 года он публикует обращение, где вместе с Шафнагелем, Святополк-Мирском и ксендзом Владиславом Толочко заявляет о необходимости такой партии.
Вацлав Ластовский известен как автор неопровержимого доказательства белорускости ВКЛ: когда ученые новообразованной Литовской Республики потребовали от белорусской Академии наук вернуть вывезенный архив ВКЛ, директор Белорусского музея торжественно договорился: будут возвращены все без исключения документы, написанные литовским языком. Конечно, ни одного такого документа в Архиве ВКЛ попросту не было.
Вацлав Юстинович Ластовский родился 27 октября (8 ноября) 1883 в застенке Колесников Дисненского уезда Виленской губернии, сейчас Глубокский район Витебской области.
Уже в восемнадцать Вацлав вступил в Польскую социалистическую партию в Литве. В 1904-1905 годах слушал лекции в Петербургском университете. В 1906-м в Риге присоединился к белорусскому движению и Белорусской социалистической громаде.
В 1909-м в Вильно как молодой способный администратор Ластовский делается секретарем “Нашей Нівы”. Попутно редактировал журналы «Саха», «Беларускі сцяг», газету «Гоман».
Во время Первой мировой войны Ластовский оставался в Вильно. В январе 1915 года, когда немцы заняли город, он вместе с Винцентом Святополк-Мирском, Иваном и Антоном Луцкевичами подписал обращение к немецким оккупационным властям с просьбой поспособствовать изданию белорусских газет. Руководил виленской «Беларускай кнігарняй» и Белорусским издательским обществом, курировал издание школьных учебников, сам участвовал в их написании.
Один из авторов «Меморандума представителей Беларуси», в котором отстаивал право белорусского народа на национально-государственное развитие и который был представлен на международной конференции в Лозанне (Швейцария, 1916 год).
13 декабря 1919 года Вацлав Ластовский был кооптирован в Раду БНР. В ноябре 1918 был включен в состав Литовской тарибы. В конце 1918 возглавил Белорусское представительство при Литовской тарибе, потом стал белорусским атташе при литовском посольстве в Берлине.
В декабре 1919-го возглавил Кабинет министров Народной рады БНР. В ранге премьера БНР Ластовский поддержал антипольское белорусское партизанское движение и представлял белорусов на знаменитой Генуэзской конференции 1922 года.
Арестован польскими властями 17 декабря 1919 года, Ластовский был освобожден в феврале 1920-го; переехал в Ригу, потом в Ковно. После подписания предварительных условий мира между Советской Россией и Польшей в октябре 1920 года на белорусской конференции в Риге именно под руководством Вацлава Ластовского был создан антисоветский и антипольский блок белорусских партий для борьбы за независимую и неделимую Беларусь.
В 1920-1923 годах Вацлав Ластовский как дипломат посетил Бельгию, Германию, Ватикан, Италию, Чехословакию, Францию, Швейцарию, где отстаивал права белорусов в Западной Беларуси. 20 апреля 1923 года объявил об уходе с поста премьер-министра БНР. Работал в Министерстве белорусских дел в Литве.
В 1923-1927 издавал журнал «Крывіч», напечатал несколько учебников. Был председателем “Связи национально-государственного освобождения Беларуси”, от имени которого выступал за использование белорусского языка в богослужениях. Приглашен Инбелкультом на академическую конференцию по реформе белорусского правописания и азбуки (ноябрь 1926).
Под давлением неблагоприятных обстоятельств (литовское правительство отказалось финансировать издание «Крывіча» и Белорусского центра в Каунасе, политический переворот 17 декабря 1926 в Литве) в апреле 1927 переехал в БССР.
Вацлав Ластовский делал объем научной работы, сравнимый с целым научно-исследовательским институтом. Работал директором Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Инбелкульте, (и это даже не имея среднего образования!). С 1928 академик Беланов. Был непременный секретарь Инбелкульта. Редактировал «Труды кафедры этнографии», работал в Комиссии живого белорусского языка, входил в Комиссию по охране памятников старины в БССР. Организовывал этнографические экспедиции в различные регионы Беларуси, в ходе одной из которых был найден Крест Евфросинии Полоцкой.
21 июля 1930-го Вацлава Ластовского арестовала ОГПУ – по делу «Союза освобождения Беларуси». Ученого держали в тюрьмах Москвы и Минска. 10 апреля 1931-го Вацлава Ластовского выслали на 5 лет в Саратов. В Саратове Ластовский работал заведующим отдела редких рукописей библиотеки Саратовского университета. Был повторно арестован 20 августа 1937 года. Военной коллегией Верховного суда СССР 23 января 1938 приговорен к расстрелу «как агент польской разведки и участник национал-фашистской организации».
По первому приговору Ластовский был реабилитирован 10 июня 1988; по второму – 16 сентября 1958. Восстановлен в звании академика АН Беларуси.
Как политик Ластовский ставил национальные интересы выше классовых – и считал национальную проблему важнейшей в истории. Отрицал концепцию единства исторических судеб России и Беларуси. Оспаривал догмы марксизма.
В 1910 году Вацлав Ластовский издал «Краткую историю Беларуси» – первую книгу, в которой была попытка обосновать белорусский характер Великого княжества Литовского. Как сказал профессор Анатолий Грицкевич, это была первая белорусская история, написанная белорусам, по-белорусски и для белорусов.
Гениальный самоучка, по словам Сидоревича, Ластовский объединил факты о нашем прошлом в белорусоцентричную концепцию. В начале 1920-х работал над «Очерками белорусской истории», которые, по сути, представляют собой первую белорусскую энциклопедию истории Беларуси и составлены из различных терминов и понятий из белорусского прошлого.
В 1926 году увидела свет главная работа Ластовского – монументальная «История белорусской (кривичской) книги», в которой приводились цитаты на древнерусском языке из многочисленных древних книг и рукописей. Публикация представляет собой обзор «свыше 1000 важнейших рукописных книг, грамот, старопечатных книг с начала зарождения белорусского письма (X в.) вплоть до XIX в.» После переезда в БССР В. Ластовский обработал вместе с М. Щекотихиным «Проводник по отделу современной белорусской живописи и резьбы» (1929), начал большую работу «Материальная культура Беларуси», которая охватывала период от XVI до XX в.
Вацлав Ластовский сделал весомый вклад в теорию и практику белорусского христианского и демократического движения: создание “Христианского союза”, исследование книгопечатания, этнографические экспедиции, редакторская и организационная работа Ластовского создавали фундамент, на который опирались целые поколения белорусских патриотов, демократов и верующих.
Сегодня на родине Вацлава Ластовского, в Глубоком, установлен бронзовый бюст, а в Куропатах в 2016 году установлен и освящен символический крест Ластовского.
Павел Северинец