Конституционно-Католическая Партия Литвы и Беларуси: 1905-1906
Именно начало ХХ века с его тектоническими потрясениями стало временем вызревания идеи массовой
белорусского христианско-демократической партии.
С одной стороны, национальное пробуждение ХІХ –
начале ХХ веков носила четкий христианский и одновременно народнический характер – как известно,
большинство первых возродженцев были детьми униатских священников. С другой
стороны, развертывание мирового социалистического движения толкало активных
верующих “влева” – в Беларуси расширялись революционные кружки (“Гомон”),
создавались революционные (БРП, БРГ) и социалистические группы (РСДРП, эсеры,
Бунд). В результате первой российской революции в октябре 1905 года царь
Николай II был вынужден издать Манифест об общественных и политических свободах
– и по всей империи закипели политические силы, пробужденные общем движением и
возможностью заявить о себе.
По всей тогдашней России, а прежде всего на национальных
окраинах, ежедневно шли митинги, собрания и создавались разнообразные
объединения. Были объявлены выборы в Государственную Думу. Вместе с
общероссийскими возникали национальные и классовые местные партии.
На белорусских землях наиболее организованными силами, кроме
имперского бюрократически-военного аппарата, были Православная Церковь, крупные
землевладельцы и Католическая Церковь. Именно в их среде шло обсуждение, как
выходить из кризиса, от которого начало лихорадить крупнейшее государство
тогдашнего мира.
Со стороны краевой элиты инициативу взял на себя епископ Католической
Церкви, барон Эдуард фон Ропп. Происхождением из Двинска (сегодняшний
Даугавпилс), потомок немецких колонистов Прибалтики, Ропп хорошо знал жизнь на
бывших просторах ВКЛ, был авторитетом для здешних помещиков и знати, а к тому
же как епископ имел выход к широкой массе верующих крестьян. Стараниями Роппа в
Вильно и Гродно уже в 1905 году были созданы сообщества “Католического
общества рабочих «Единство» – прообраз христианских профсоюзов. Политическим
идеалом для епископа Роппа была “Партия центра” в германском
парламенте – фактически, первая европейская христианско-демократическая партия.
В конце 1905 года в Вильно Эдвард фон Ропп вместе со своими
соратниками объявили о создании Конституционно-Католической Партии Литвы и
Беларуси (ККПЛБ). 7 февраля 1906 года в Вильно состоялся первый съезд ККПЛБ, в
котором участвовало около 1000 членов и сторонников.
Близкий по взглядам к общероссийской партии конституционных
демократов (кадетов), епископ Ропп использовал их программу для подготовки
документов ККПЛБ, дополнил их рядом христианских принципов и сформулированных
интересов краевой элиты. Примечательно, что первым пунктом партийной программы
стоял раздел об образовании. ККПЛБ требовала создания бесплатной народной школы
с обучением на родном языке (польском, литовском, белорусском) и обязательным
изучением религии.
Проекты программы рассылались для обсуждения по католическим
приходам Литвы и Беларуси. С помощью местных священников ККПЛБ провела сильную
кампанию среди тех, кто имел право голоса на выборах – прежде всего среди
зажиточного крестьянства и помещиков.
Для обеспечения широкой агитации ККПЛБ учредила сразу
несколько польскоязычных христианско-демократических газет: городскую
ежедневную “Новины Виленьске” (в феврале-марте вышло 32 номера),
еженедельник “Пшыяцель люду” для крестьян и ремесленников, который
продержался до 1910 года, и еженедельник для рабочих “Товожыш працы”.
Главной опорой партии стали крестьяне-католики из
белорусских и литовских деревень, часть мелкой католической шляхты и
интеллигенции. Именно массовость и популярность ККПЛБ привели к тому, что ее
рассматривали как сильного союзника против самодержавия и черносотенства и
кадеты, и краевые консерваторы, и польское движение, и еврейские организации.
Из книги “Беларуская
хрысціянская дэмакратыя”