Христианская демократия в 1906-1915
Стоит упомянуть
еще несколько краевых политических сил того времени, близких к идее
христианской демократии. Это польская организация “Освобождение”, к
которой принадлежал, например, бывший член ЦК ККПЛБ Юзеф Змитрович, а также
Краевая партия Литвы и Беларуси во главе с меценатом костела святых Симона и
Елены в Минске Эдвардом Войниловичем, бароном Казимиром Шафнагелем и крупным
землевладельцам Романом Скирмунтом. В программе “краевцев”, например,
государственное устройство Беларуси виделось как автономия в составе российской
конституционной монархии, на основе христианской духовности и фундаменте
христианского образования.
Потребность
мощной христианско-демократической партии в крае, как видим, в 1906 году уже
созрела. Но относительно национального характера христианской демократии
определенности не было. Российская православная церковь была враждебной к идее
демократии и поддерживала самодержавие, для польского движения (“эндеки”,
“Освобождение” и других) все католические инициативы были изначально
польскими, литовское движение вскоре выдвинул собственные
христианско-демократические программы – и перед политически активными
сознательными беларусами-верующими возник вопрос: отдавать ли народ под влияние
соседних политических проектов и самим распыляться в них, или учреждать, в
конце концов, свой.
Большую роль в
этот определяющий время для белорусской хадеции, как и для всего белорусского
движения, сыграла газета “Наша Ніва”, которая начала выходить в Вильно
в 1906-м. В условиях спада революционных настроений, карательных акций именно
легальная массовая газета стала центром объединения разнообразных общественных,
творческих и политических сил – от левых до правых. Многие из подписчиков и авторов
“Нашай Нівы” затем присоединяться к БХД.
Уже в 1913-м году
белорусские христиане демократических убеждений сумели наладить выпуск и своего
собственного журнала – “Беларус”. Ввиду того, что наиболее активной и
политически сознательной частью хадеции на тот момент были римо-католики,
журнал выходил латиницей и распространялся, прежде всего, по костельным
приходах. Двигателем “Беларуса” стал Болеслав Пачопка, редакторами – Алесь
Бычковский, Антон Левицкий (Ядвигин Ш), а жертвовала на издание княгиня
Магдалена Радзивилл. Священник Адам Станкевич свидетельствует, что за два года
работы, до захвата Вильна немцами, “Беларус”, кроме регулярного
выхода раз в неделю, смог выдать и ряд брошюр и книг просветительского и
общественного характера в христианском и демократическом духе.
Как раз в
“Беларусь” начала печататься Франтишек Будько, Владислав Толочко,
Казимир Сваяк, Александр Астрамович, Ильдефонс Бобич, Доминик Анисько и другие
будущие лидеры БХД.
Из книги “Беларуская
Хрысціянская Дэмакратыя”
#100гадоўБХД