“Христианский союз”, 1915 год
В 1914-м грянула Первая Мировая война. В 1915-м западная
часть Беларуси оказалась под немецкой оккупацией. Немецкое военное
командование, которое распоряжалось на занятых территориях, к любой
политической активности относилась настороженно, но белорусы понимали: это –
шанс на изменения.
В 1915-м в занятом немцами Вильно была сделана очередная
попытка создать христианско-демократическую партию, причем уже белорусскую по
характеру – “Христианский союз”. Во главе этой организации стали один
из лидеров бывшей Краевой партии Беларуси и Литвы барон Казимир Шафнагель,
князь Винцент Святополк-Мирский, ксендзы Винцент Годлевский и Александр
Астрамович (Андрей Зязюля), и один из идеологов белорусского национального
движения, Вацлав Ластовский.
“Христианский союз” считают первой именно
белорусского правой партией.
Говоря о вызревание идеи христианско-демократической партии
в белорусском католическом движении, нельзя обойти и роль иерархов тогдашней Католической
Церкви. С одной стороны, из-за сильного польского самосознании большинства
католических ксендзов и епископов эта идея встречала постоянное сопротивление.
Одновременно в начале ХХ века выделяется ряд епископов, которые оценили и
приняли нужды массового белорусскоязычного христианского движения. Прежде
всего, это упомянутый епископ Виленский Эдвард Ропп, епископ-суфраган
Могилевской епархии Стефан Денисевич, который в 1906-1907 издал катехизисы
по-белорусски и поощрял к белорускости священников, и епископ Пинской епархии
Зигмунд Лозинский, который под влиянием Фабиана Абрантовича и Адама Лисовского
инициировал богослужения по-белорусски и основал белорусскую духовную семинарию
в Минске.
Для настроений того времени характерно стремление ясно
утвердить белорусский национальный характер нового движения – а для этого,
прежде всего, порвать и с русификацией, и с полонизацией. Вот как, например,
пишет к ополяченной краевой интеллигенции в своем знаменитом открытом письме,
опубликованном в “Курьеры Литэвским” в ноябре 1917-го барон Казимир
Шафнагель:
“Ополяченная белорусская интеллигенция! Паны “местные
поляки” – священники и дворяне! Неужели ваша гражданская совесть ничего
вам не говорит? Неужели же не задрожит в полонизированных сердцах ваших
истинный патриотизм – не убранный во взятые взаймы перья, но испокон веков
краевой, национальный и народный белорусский? Разве это родная землица со
своими грустными образами, своим[и] озерами, лесами и гористыми полями к вам не
обратится, – разве голоса этого набожного народа, который вас “панками
дорогоми” называет, ухо ваше не услышит, – разве его истинных
потребностей, которых он сам еще не понимает, ваша душа не почувствует, а если
почувствует, то разве не промолвит в вас гражданская совесть и разве не даст
его вам твердого наказа взять на свои плечи работу для возрождения этого народа
– нации, к которой разве сами вы не принадлежите? “(“Спадчына”,
№4, 2002).
Таким образом, сначала, с 1905 года, идея христианской
демократии в Беларуси разворачивалась в краевой (польско-украинско-литовско-белорусской)
традиции, с польским языком и в рамках российской государственности – но за 10
лет, прежде всего, в католических кругах Виленщины, Гродненщины, Минщины и
тогдашней столице империи Петербурге выкристаллизовалось ясное понимание: Беларуси
нужна своя, именно белорусская христианско-демократическая партия.
Из книги “Беларуская
хрысціянская дэмакратыя: 1917 – 2017”
Продолжение следует