“Христианская демократия была хребтом белорусской государственности”: БХД отмечает юбилей
24 мая в Минске состоялась конференция, посвященная 100-летию основания 24-25 мая 1917 года партия Белорусская христианская демократия. Началась конференция с молитвы «Отче наш» и презентации книг об истории БХД и деятелей белорусского христианской демократии, вышедших в этом году – “Беларуская хрысціянская дэмакратыя: 1917-2017” и “100 асобаў Беларускай хрысціянскай дэмакратыі”.
Христианская демократия – не европейское изобретение
Как отметил сопредседатель БХД Павел Северинец, в целом история христианской демократии в Беларуси насчитывает более тысячи лет. В качестве примера он привел вечевой строй в Полоцком княжестве и шляхетскую демократию в Великом княжестве Литовском, стремление к демократии и христианству лидеров освободительных восстаний XIX века. “За 1000 лет существования белорусской государственности именно христианская демократия была ее хребтом”, – отметил политик.
При этом он напомнил, что из 50 лидеров межвоенной БХД 1920-1930-х годов, 15 стали жертвами нацистов, 32 – коммунистов.
При этом он напомнил, что из 50 лидеров межвоенной БХД 1920-1930-х годов, 15 стали жертвами нацистов, 32 – коммунистов.
“Христианская демократия – не европейское изобретение, привнесенное в Беларусь. Христианская демократия была естественной на территории Беларуси”, – заявил Павел Северинец, добавив, что Беларусь – единственная страна, где христианско-демократическая партия не зарегистрирована.
С приветственными словами на конференции выступили лидеры других белорусских партий и движений. Так, председатель Партии БНФ Алексей Янукевич подчеркнул, что история христианской демократии является “неотъемлемой частью борьбы белорусов за собственное государство и национальное возрождение”. “Возможно, теперь основывается новая традиция, когда 1917 год будет ассоциироваться не с Октябрьской революцией, а с образованием БХД”, – подчеркнул он, пожелав реализации тех задач, которые были заложены основателями Белорусской христианской демократии 100 лет назад.
С приветственными словами на конференции выступили лидеры других белорусских партий и движений. Так, председатель Партии БНФ Алексей Янукевич подчеркнул, что история христианской демократии является “неотъемлемой частью борьбы белорусов за собственное государство и национальное возрождение”. “Возможно, теперь основывается новая традиция, когда 1917 год будет ассоциироваться не с Октябрьской революцией, а с образованием БХД”, – подчеркнул он, пожелав реализации тех задач, которые были заложены основателями Белорусской христианской демократии 100 лет назад.
Абрантович, Годлевский, Станкевич должны быть известны всем белорусам
В свою очередь бывший председатель Движения солидарности “Разам” Вячеслав Сивчик назвал межвоенную БХД вершиной политической мысли Беларуси ХХ века. По его словам, во времена тоталитаризма было очень мало политических течений, которые отстаивали именно белорусские национальные интересы. По его мнению, имена таких основателей и лидеров БХД, как Фабиан Абрантович, Винцент Годлевский, Адам Станкевич должны быть известны всем белорусам. Сегодня же наличие белорусских партий – единственное, что не позволяет загнать белорусский народ в тоталитаризм, заявил он.
Лидер Молодого фронта Дмитрий Дашкевич в своем выступлении отметил, что идеи христианской демократии сегодня разделяют люди из разных партий и непартийные. “Иисус Христос и христианство – то основное, что объединяет представителей идеи христианской демократии”, – отметил он, пожелав БХД следующий юбилей праздновать фракцией в парламенте.
По его словам, “только то общество успешно, которое основано на прочном фундаменте, а прочнее Иисуса Христа нет ничего”.
По его словам, “только то общество успешно, которое основано на прочном фундаменте, а прочнее Иисуса Христа нет ничего”.
Собственно конференция началась с выступления главного редактора Krynica.info Максима Гацака, который рассказал об истории первой белорусской христианско-демократической партии – Конституционно-католической партии Литвы и Беларуси, которая возникла в феврале 1906 года по инициативе виленского католического епископа Эдварда Роппа и сразу же сумела провести своих депутатов в Государственную Думу Российской империи. Хотя под давлением властей она вскоре и прекратила свое существование, но она положила начало христианско-демократическому движению в Беларуси, отметил выступающий.
Политолог, доктор политических наук Андрей Казакевич в свою очередь рассказал о сходстве и разнице христианской демократии в Беларуси и мире. По его словам, причиной возникновения христианской демократии в Западной Европе стали рост социалистических и атеистических движений и ослабление связи между Церковью и государством, а основывали ее священники и другие люди, связанные с церковной иерархией.
“Беларусь здесь не была исключением”, – отметил он.
Сближает белорусскую христианскую демократию с европейской и то, что с самого начала это движение возникало в католических странах, в Беларуси – среди ее католического населения. Более того, как и в Западной Европе, христианская демократия в Беларуси принадлежит к правому флангу политического спектра, тогда как в Латинской Америке она более левая. Особенностями же современной христианской демократии в Беларуси по сравнению с европейской политолог назвал большее внимание на национальный вопрос, что объясняется актуальностью национального возрождения, а также отсутствие постоянной связи с церковными институтами, причина чего – белорусский режим и прерывание традиции в СССР.
Советский тоталитаризм не был осужден как абсолютное зло
Политик, бывший заместитель председателя Белорусской христианско-демократической партии Людмила Петина поделилась с присутствующими своими воспоминаниями о возрождении христианской демократии в Беларуси в 1990-е годы. По ее словам, при присоединении к христианской демократии ее больше всего поразило то, что именно благодаря христианской демократии в Западной Европе в послевоенный период через осуждение фашизма и нацизма произошло примирение людей и стран. “Эта идея помогла христианской демократии стать ведущей силой”, – добавила она, напомнив, что христианская демократия стоит у истоков ЕС.
“То же, что на постсоветском пространстве советский тоталитаризм не был осужден как абсолютное зло, и повлияло на ту ситуацию, которую мы имеем на сегодняшний день”, – подчеркнула выступающий.
Людмила Петина отметила первые попытки по установлению экуменического единства в Беларуси, которые вскоре начали сталкиваться с препятствиями, особенно со стороны Православной Церкви, вступление БХДП в Христианско-демократический интернационал и проведение в Минске конгресса на тему христианской демократии в настоящем с участием политиков из Западной Европы, объединение христианско-демократических партий Восточной Европы, которое, тем не менее, не смогло развиться из-за убийств в 1994-1995 годах грузинского и российского лидеров христианской демократии – Георгия Чантурии и Виталия Савицкого. В 1999 году белорусскими властями была закрыта и БХДП. “Я очень рада, что появились новые силы, которые поддержали идеи христианской демократии. Они сегодня очень актуальны”, – заявила политик.
Людмила Петина отметила первые попытки по установлению экуменического единства в Беларуси, которые вскоре начали сталкиваться с препятствиями, особенно со стороны Православной Церкви, вступление БХДП в Христианско-демократический интернационал и проведение в Минске конгресса на тему христианской демократии в настоящем с участием политиков из Западной Европы, объединение христианско-демократических партий Восточной Европы, которое, тем не менее, не смогло развиться из-за убийств в 1994-1995 годах грузинского и российского лидеров христианской демократии – Георгия Чантурии и Виталия Савицкого. В 1999 году белорусскими властями была закрыта и БХДП. “Я очень рада, что появились новые силы, которые поддержали идеи христианской демократии. Они сегодня очень актуальны”, – заявила политик.
Анатолий Остапенко, один из бывших сопредседателей возрожденной БХД и лидер в 1995-1999 годах Белорусской национальной партии, которая тоже стояла на позициях христианской демократии, отметил, что все белорусские партии начали увядать после резкого роста полномочий президента Александра Лукашенко в 1996 году, в результате чего остались только наиболее массовые. “Все христианско-демократические партии в 1999 году были закрыты, и образовался вакуум, который заполнило уже новое поколение христианских демократов”, – заключил он.
Стояли же у истоков возрождения БХД в 2000-х годах лидеры Молодого фронта, которые в 1997-1998 годах, каждый по своим причинам, уверовали в Бога, отметил бывший заместитель председателя МФ, а потом сопредседатель БХД в 2004-2011 годах Алексей Шеин. По его словам, руководство Молодого фронта решило создать христианско-демократическую партию, первое заседание по образованию которой состоялось 18 декабря 2004 года в Минске. Участие в нем приняли также пасторы и верующие евангельских церквей, которые также активно участвовали в избирательных кампаниях. Особенностями создаваемой партии стало коллегиальное управление, что позволяло не останавливать ее работу даже в условиях заключения некоторых лидеров, и ставка на кампании за решение социальных проблем: “За свободу совести”, “Сильная семья – сильная Беларусь”, “Покаяние”, которые помогли привлечь к деятельности БХД людей, которые ранее не участвовали в политической жизни. В результате 28 февраля 2009 года состоялся первый учредительный съезд Партии “Белорусская христианская демократия”, которая, тем не менее, до сих пор не зарегистрирована.
На сегодняшний день БХД прошла путь от стадии неофита, который пытается учить других, к служению белорусскому обществу и белорусскому народу, отметил сопредседатель оргкомитета Виталий Рымашевский. По его словам, многие кампании принесли свои плоды и повлияли на изменение законов (об абортах, рекламе и обороте алкоголя и другие). “Мы не боремся против кого-то конкретно, мы боремся против зла”, – добавил политик.
Он отметил, что за последнее время в БХД также получила международное признание и стала членом Европейской народной партии, так как «международная солидарность очень важна в условиях авторитарной страны», а также признание внутри Беларуси. “Христианская демократия – это политическое и социальное служение. От нас люди ждут ответа, как упорядочить жизнь в различных сферах, и мы вместе с экспертами разрабатываем его, чтобы стать народной партией с христианским сердцем”, – подчеркнул Виталий Рымашевский.
Он отметил, что за последнее время в БХД также получила международное признание и стала членом Европейской народной партии, так как «международная солидарность очень важна в условиях авторитарной страны», а также признание внутри Беларуси. “Христианская демократия – это политическое и социальное служение. От нас люди ждут ответа, как упорядочить жизнь в различных сферах, и мы вместе с экспертами разрабатываем его, чтобы стать народной партией с христианским сердцем”, – подчеркнул Виталий Рымашевский.
Глава многих кампаний БХД Ольга Ковалькова отметила, что христианские демократы используют различные механизмы для лоббирования своих предложений. Здесь и разработка законодательных предложений, и сбор подписей, и проведение круглых столов, и встречи с чиновниками. “Если мы что-то достигли, мы не прекращаем свою деятельность и работаем, пока большинство предложений не будет принято”, – добавила она.
Несмотря на рост и развитие партии, главной целевой аудиторией, главной поддержкой и главным источником кадрового потенциала Белорусской христианской демократии до сих пор являются верующие, подчеркнул сопредседатель БХД Георгий Дмитрук.
Лидер Молодых христианских демократов Марина Хомич рассказала уже о кампаниях МХД, среди которых самые крупные – “Стоп-спайс” и “Беларусь – в Болонский процесс”.
А исполнительный директор Института развития и социального рынка Дмитрий Кухлей обратил внимание на процесс разработки законотворческих инициатив БХД, подготовку программы реформ и законопроектов.
О работе над компанией “Покаяние”, когда удалось собрать воспоминания более 70-и жертв коммунистических репрессий в Беларуси, рассказала Валерия Черноморцева. “Для нашего общества это еще актуально, так как улицы до сих пор носят имена советских палачей, а на площадях стоят идолы Ленину”, – отметила она.
Krynica.info. Фото Ольги Северинец