Сегодня – 125 лет Адаму Станкевичу
Сегодня, 6 января, исполняется 125 лет лидеру белорусского движения 1920-1940 годов, одному из основателей белорусскоязычной Католической Церкви и Общества белорусской школы, руководителю Белорусской Христианской Демократии, замученному в ГУЛАГе Адаму Станкевичу.
Адам Станкевич – священник, лидер белорусского движения 1920-1930-х годов, писатель и редактор, ученый и идеолог, руководитель Белорусской Христианской Демократии в эпоху ее расцвета.
Родился будущий вождь хадеции 6 января 1882 года в крестьянской семье в деревне Орляняты (тогда на Ошмянщие районе, а сегодня – Сморгонский район Гродненщины), в семье белорусских крестьян-католиков. Отсюда же, из Орлянят, происходят знаменитый филолог, переводчик Библии на белорусский язык Янка Станкевич и литературовед, первый руководитель Антибольшевистского блока народов Станислав Станкевич.
Благодаря способностям Адама и его интересу к науке, родители поддерживали обучение сына сначала в церковно-приходской школе в Борунах, потом в Гольшанской народной школе, а дальше в городском училище в Ошмянах.
В 1910-м Адам поступил в Виленскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1914-м и был рукоположен в священника. Первая его месса состоялась в древнем Крево в 1915-м.
Поступая в 1916-м в Петербургскую духовную академию как один из лучших виленских студентов, Адам уже имел ясное белорусское самосознание – и это сразу позволило ему стать одним из начинателей священнического сообщества, из которого возникла БХД.
Академию Адам Станкевич закончил со степенью кандидата канонического права – и готовил магистерскую диссертацию «Учение св. Фомы Аквинского о семье по сравнению с современной теорией свободного союза».
По возвращении Станкевич сразу окунулся в водоворот работы на Родине, где только отгремела война. Уже в 1918-м он выступает перед крестьянами Дисненщины по-белорусски – и слушать его собираются толпы.
В 1919-м ксендза Адама Станкевича назначают в Вильно, и с этого времени он становится во главе Белорусского Христианского Демократического союза, а позже – и всего белорусского движения. Ксендз Адам взял на себя редактирование “Крыніцы” и играл главную роль на первых встречах христианских демократов. В 1924-м возглавил Товарищество Белорусской Школы, а в 1926-м – Белорусский Институт Хозяйства и Культуры.
В ноябре 1922 года Адам Станкевич подавляющим большинством белорусских голосов был избран послом в Сейм – первый послевоенный парламент Второй Речи Посполитой – от Дисны, Свентян, Браслава и Постав. В качестве депутата к 1926 году ксёндз Адам занял пост заместителя главы белорусской фракции и многократно выступал в защиту прав белорусов с трибуны Сейма. Устраивал многолюдные митинги на своем округе и за его пределами – в Гродно, Несвиже, Долгинове, Жодишках – и обрел всеобщее уважение народа, белорусского общества и даже врагов.
Ксендз Адам полностью познал давление государства и церковной власти из-за своей твердой белорусской позиции: его арестовывали, изымали тиражи “Крыніцы”, против него начинали уголовные дела; наконец в 1929 году виленский архиепископ Ромуальд Яблжиковский запретил ксендзу участие в БХД, и Станкевичу пришлось вести свою работу непублично. В 1938 году ксендза Адама вообще сослали на 5 лет в Слоним – и только с началом войны он сумел вернуться в Вильно.
О глубокой христианской вере Адама Станкевича свидетельствует один малоизвестный факт. В 1941-м, когда немцы захватили Литву, ксендз Адам скрывал при храме шестерых советских граждан, в том числе большевистского комиссара – всем им грозил расстрел. Через восемь лет коммунисты арестуют Адама Станкевича и замучают его в ГУЛАГе.
В 1944-м году, заняв Вильно, советы вызывают священника, который всю войну служил в храме и занимался белорусского школой – и пытаются склонить его к сотрудничеству: возглавить отдельное от Ватикана католическое движение. Станкевич отказался. Тогда, в 1949-м его арестовывают – и с приговором 25 лет отправляют в Сибирь.
По дороге ксендз Адам сильно заболел – и умер по прибытии в лагерь.
Далее пишет Виктор Сикора, которому пришлось хоронить ксендза Станкевича:
“В Тайшете было так установлено, что если кого хоронили, обязательно покойного сначала привозили в морг, чтобы сделать вскрытие. Боялись, чтобы кто-нибудь живой не убежал под видом мертвого. “Работал” там специальный “мясник”, который просто рвал труп на куски… Решил я, что похороню отца Адама, проведу его в последний путь. Взял сани, полозья которых были из дерева сделаны. Вез их на себе, так как лошадей не было. До сих пор я не могу быть на похоронах, так как не могу забыть того, что произошло в Тайшете… Подвоз сани к воротам. Они открываются. Из дежурки выходить “мясник” с “кишнёй”, что рыбаки зимой лед пробивают. И ей ксендзу ударил в грудь… А после второй выходит с кувалдой и бьет его по голове. Проломил ее, полетели мозги… Я обомлел. Лежит ксендз Адам Станкевич в гробу (хотя это только название, а не гроб), весь залитый кровью…” (“Последний путь Адама Станкевича // «Наша нива» № 34 (155), 13-19 декабря 1999).
История страшная: будто не только большевики, а сам дьявол бесновался в ярости над телом непреклонного ксендзa.
Как священник, Адам Станкевич всегда оставался добрым пастырем – и вел, охранял, защищал, спасал свой приход и свой народ. Его глубокие проповеди составляют целую книгу белорусского христианства. Его исследование «Родной язык в святынях» до сих пор – фундаментальная работа для ученых и священников. Имея множество общественных, политических, благотворительных, собственно бытовых забот во времена революций, войн, оккупаций Адам Станкевич никогда не покидал главного – своего призвания как учителя душ.
Как литератор, священник Адам оставил после себя великое наследие книг, посвященных сердцевинным личностям белорусского движения – Скорине, Витовту, Калиновскому, Эпимах-Шипило, и главным темам – языку, истории, христианству.
Как подсчитал Владимир Конон, Адам Станкевич – автор девятнадцати книг и брошюр, около 1000 статей, заметок, многих редакционных материалов в еженедельнике «Крыніца», журнале «Хрысціянская думка» и других изданиях. Среди них – «Родной язык в святынях» (1929), «К истории белорусского политического освобождения» (1939), «Белорусское христианское движение» (1939), «Христианство и белорусский народ: Попытка синтеза» (1940), брошюры «Доктор Франциск Скорина первопечатник белорусский: 1525-1925 »(1925), «Витовт Великий и белорусы» (1930), «Белорусский язык в школах Беларуси XVI и XVII вв.» (1928), «Франциск Богушевич. Его жизнь и творчество »(1930), «Профессор Бронислав Эпимах-Шипило: Из его жизни и работы» (1934), «Магнушевский. Павлюк Багрим. Бобровский» (1937), «Казимир Сваяк. Очерки о его идеологии» (1931), «Из жизни и деятельности Казимира Сваяка» (1936), «Михаил Забейда-Сумицкий и белорусская народная песня »(1938), «На праздник матери» (1 940). (У.Конан – http://media.catholic.by/nv/n6/art2.htm)
Как благодетель ксендз Адам Станкевич всегда находил время заботиться о нуждах тех, кто в беде. Один из руководителей Комитета помощи пострадавшим от войны в Петрограде, он покровительствовал белорусам, искалеченным на фронте, и тем, кто потерял близких, дом, хозяйство. В Вильно он покровительствовал приютами. Через Белорусский Институт Хозяйства и Культуры помогал широкому крестьянству, рабочим и белорусской интеллигенции. Наконец, после наступления немцев в 1941-м именно он, ксендз-антисоветчик, скрывал шестерых советских граждан во главе с комиссаром, которым угрожал неминуемый расстрел.
Как политик, защитник своего народа, Адам Станкевич стоит вровень с фигурами белорусской истории первой величины – Ефросиньей Полоцкой, князем Ольгердом, Радзивиллом Черным, Константином Острожским, Константином Калиновским, Зеноном Позняком. И на многотысячных митингах на своей любимой Виленщине, и послом в Сейме, и на переговорах в Белорусском Национальном Конгрессе, и на допросах в НКВД это был твердый, уверенный, ответственный лидер, которой не изменял ни своей вере, ни своим людям.
Наконец, образ Адама Станкевича – путеводная Вифлеемская звезда для каждого белорусского христианского демократа. В лице ксендза Адама мы можем найти все те черты, которых нам не хватает в нынешней политике: веру в Бога, нравственность, ясность, ответственность, сострадание к каждому человеку.
Павел Северинец, по материалам интернета.
Напомним, БХД начала сбор подписей за переименование проспекта Дзержинского в Минске в проспект Адама Станкевича.
Также призываем принять участие в голосовании по поводу предложения переименования проспекта Дзержинского в проспект Станкевича.